Часть 1
Зачем вообще нужны водительские права в Швеции и как их получать?
Зачем вообще нужны водительские права в Швеции и как их получать?
Вот и пролетели почти полгода тренировок. На столе лежит, радуя глаз, бумага с крестиком в зеленом поле «Godkänt» (зачтено). Сама пластиковая карточка прав придет по почте через пару недель. Ощущения просто фантастические!
Начну с начала. Когда я переехала в Швецию, то встал вопрос о получении прав. У меня были российские права, по которым я не водила ни дня после сдачи экзамена, и они валялись в кучке документов. Но, к сожалению, россияне не относится к числу счастливчиков, которые могут пользоваться правами, полученными у себя, на дорогах Швеции. Ездить можно только год (проверяют по загранпаспорту) и все, садишься на автобус )))
Так зачем права? Дело в том, что мы живем в местности, где есть кучка маленьких городов и городочков, за 40-50 км друг от друга. Между ними есть автобусное сообщение, но буквально пару раз в день – допустим, на работу и с работы. Без машины ты привязан к автобусу и какое-то получасовое дело оборачивается тем, что надо выкраивать целый день. Ну и опять же наличие прав сильно облегчает поиск работы: многие работодатели требуют наличие водительского удостоверения. Надо короче. И решили мы озадачиться этими правами.
Получить права в Швеции достаточно сложно. Дело в том, что в Швеции постоянно идет работа по улучшению безопасности на дорогах. По статистике Швеция на одном из последних мест по количеству летальных исходов при авариях. Кому-то не нравится, но это так:постоянно снижают максимальную скорость на дорогах, т.к. большие скорости убивают, а времени выигрывается незначительно. Ну и, соответственно, к будущим водителям предъявляют очень серьезные требования. Все по-взрослому.
Для получения прав надо выполнить следующие требования:
1. Заказать разрешение, прикрепив к нему справку от окулиста;
2. Пройти 2 рисковых обучения: риск вождения в состоянии усталости, опьянения и т.д. и риск вождения на скользкой поверхности (халькбана);
3. Заказать теоретический и практический экзамены и сдать их.
Часть 2
Оказывается все не так просто
Сдавать экзамен можно ни дня не посетив автошколу, все оформлять в частном порядке, что мы и хотели сначала сделать с мужем. Купили мы дряхлого дешевого вольвика на ручной коробке (т.к. у нас автомат, а я хотела универсальные права), и стал меня мой муж тренировать. После того, как я попыталась вписаться в курву (это так по-ихнему поворот) на скорости 80 км/ч, муж мой сказал, что он ишо молодой и хочет жить (я честно не знала, что при повороте надо снижать скорость минимум до 25 км/ч, привет российской автошколе, я, похоже, ездила только по прямой…). И пришлось мне идти в трафикскулу (школу вождения).
Первым делом мне там проверили зрение. Очки у меня были из России. И как мне сказали, что один глаз эти очки корректируют, а второй практически нет, поэтому я все вижу плоско. Пришлось мне идти в оптику и заказывать уже шведские очки. Дорого. Но когда я их надела, то кучка красно-бурого цвета из окна оказалась велосипедной стоянкой. Я была в шоке –оказывается, я столько лет жила полуслепая и не замечала… Здесь зрение – это первое, что проверяют в школе вождения.
Оговорюсь, что отношение к школе вождения у наших русских очень и очень отрицательное. Потому что дорого, и нашим кажется,что учителя завышают количество уроков, когда они принимают решение о допуске к экзамену. Типа, нагло врут. Я откатала 26 уроков. Для сравнения в России я отъездила что-то около 90 часов и, прошу прощения, ни в голове ни в попе. Большая разница.
Дело в том, что шведских учителей вождения обучают в университете*, год, по-моему, плюс у них масса других требований и к стажу вождения, и к общей честности и незапятнанности. Это не русский бывший зек-таксист. Учителя по вождению всегда вежливы**, даже если недовольны учеником, тактичны. Короче, могу им петь оды бесконечно, я в восторге. И конечно, если в их обучение и квалификацию вложен такой труд, то их услуги не могут быть дешевыми по определению, это однозначно.За все надо платить и в частности за плохое вождение человек может заплатить своей жизнью. По мне так гораздо приятнее, когда тебя в хорошей машине обучает доброжелательный и предупредительный педагог. Материал усваивается намного быстрее!
Продолжение следует :-)))
------------------------------------------------------------
* Образование занимет 1,5 года и даётся на уровне Yrkeshögskola. Дословно переводится как профессиональный университет, но по содержанию это скорее уровень техникума.
** В программу обучения входит:
- Рабочая обстановка и ответственность
- Психология дорожного движения
- Безопасность дорожного движения
- Педагогика инструктора по вождению
- Безопасность автомобиля и окружающая среда
- Положения о дорожном движении
- Обучение в процессе работы
После получения образования будущий преподаватель должен ещё получить "добро" от организации Transportstyrelsen (Транспортное управление)
- Рабочая обстановка и ответственность
- Психология дорожного движения
- Безопасность дорожного движения
- Педагогика инструктора по вождению
- Безопасность автомобиля и окружающая среда
- Положения о дорожном движении
- Обучение в процессе работы
После получения образования будущий преподаватель должен ещё получить "добро" от организации Transportstyrelsen (Транспортное управление)
ой! как всегда актуально! я вот собираюсь получать права в октябре. Есть у меня права с родины, но действуют -то всего год. Может, кто из читателей посоветует по поводу экзамена по вождению.. на что смотрит инструктор, принимающий экзамен.. к чему придираются, какие особенности. Я 10 лет водила авто в Украине, но не хочется завалиться на мелочах! Всем спасибо за советы!
SvaraRaderaОльга
Дальше будет продолжение))
SvaraRaderaНо вообще я Вам советую идти в автошколу, расспросить, что вам надо и с чего начать, чтобы объяснили пошагово. Потом взять один урок вождения с инструктором, в конце которого инструктор Вам скажет, какие же требования у инспекторов, что Вам лично надо тренировать, в какие это сроки и цены выльется в итоге.
Дело в том, обучение вождению это, конечно, хлеб с маслом инструктора, но, по-моему, как-то мелко думать, что они там накидывают часы и разводят на деньги. Просто они же сертифицированные специалисты и их слово (готов к сдаче экзамена) весит много в том же решении инспектора. Поэтому они блюдут свое доброе имя, мне кажется.
Вот видите как вам повезло!:-))
SvaraRaderaДело не в придирках инструктора, душа, а в различиях между культурами вождения. И на мой взгляд и опыт, вам бы лучше сходить в школку и купить урок, чтобы на вас посмотрели и сказали, на что вам надо обратить внимание. Может так случиться, что вам придётся купить пару уроков, но это того стоит. Через их руки проходит масса людей и они с лёту могут сказать, что вам скажет инспектор. :-))
Вот видите, как мы с вами одинаково думам-то :-))
SvaraRaderaХа-ха, точно )))
SvaraRaderaМогу посоветовать на занятие с инструктором взять своего партнера или товарища, имеющего шведские права, чтобы потом приватно потренировать и закрепить именно шведскую манеру вождения. Вот я писала маме кошке, какие слова надо знать:
http://lisiko.blogspot.se/2012/04/blog-post_16.html#comment-form
Все правильно. К вождению автомобиля надо подходить серьезно...Я вожу машину около 10 лет. Это в основном Киев и трасса Кмев -Чоп...Ужас! Называю ее дорогой смерти...Я честно отпахала 6 месяцев на курсах. А основная масса купила права за 100 долларов.
SvaraRaderaОй, Николь, спасибо за информацию, тема очень актуальна.
SvaraRaderaТоже хочу получить права, чтобы не быть привязанной к автобусам.
Печаль состоит в том, что в России водила очень мало и давно, так что придется заново учиться.
У меня есть русские права, но я уже въезжала в Швецию в 2010, училась, потом работала в Дании, и вот - снова в Швецию.
Вы не знаете, как будет считаться год, в течение которого русские права действительны? С момента первого въезда или последнего? Или зависит от того, какой документ покажу? :)
Эт не мне спасибо, а Ирише.:-)) Это она нам тут последние новости с полей рассказыватт.
RaderaЯ чото, душа, не вижу смысла в отсчётах времени для русских прав. Если вы сами считаете, что вам практически надо заново учиться, то может и не стоит огород городить с русскими-то? Процедура прохождения всех кругов будет таж самая, что с правами, что без прав.
Добрый день!
SvaraRaderaСпасибо за пост, тема очень интересная! Расскажите еще, пожалуйста, что за рисковые обучения и как они проходят? Что, придется выпить и сесть за руль? А что делать, если совсем не пьешь, как я, например?:)) И еще вопрос: есть ли ограничения по зрению, или если зрение скорректировано линзами или очками, то может быть хоть минус 10, например?
Ольга, про зрение не отвечу, но рисковых обучений -два. Первый - 3хчасовая лекция о влиянии алкоголя, наркотиков, усталости и тп за рулем. Стоит от 600 до 800 кр (в Даларне). Второе -скользкая трасса- halkbana. Проводится на специальных площадках. Можно найти их напрямую и забронировать время или воспользоваться услугами какой-нибудь школы. В этом случае школы выступают посредниками. Мне обошлась 1650 кр, хотя в основном стоимость в районе 2000 кр.
RaderaОльга
Николь, я прошу прощения, если моих сообщений оказалось два: с подписью комментария какая-то заминка у меня вышла. Извините! С уважением, Ольга
SvaraRaderaЭто самая минимальная проблема в мире, Ольга.:-))) И вы в этом неодиноки. Ну подумашшь, выкинуть адын идентичный...:-))
Raderac.vulture!
SvaraRaderaЗаконодатель пишет так:
Körkort från andra länder- giltighet i Sverige
För att körkort från andra länder ska gälla i Sverige krävs att:
körkortet är giltigt i det land där det har utfärdats,
innehavaren inte är folkbokförd i Sverige sedan mer än ett år,
körkortet inte har bytts ut mot ett svenskt körkort
innehavaren inte också har ett svenskt körkort som är omhändertaget eller återkallat.
Источник: http://www.korkortsportalen.se/jag-har-korkort/utlandska-korkort/
Поэтому смотрите, подходит это Вашей ситуации или нет...
Ольга!
Нет, пить не придется )))
Рисковое обучение 1 состоит в том, что Вам прочитают лекцию о том, что в определенном состоянии или в измененном сознании вести машину опасно, покажут фильмы о том, что случилось с людьми, кто этого не знал...
Рисковое обучение 2 - это езда на специально оборудованной площадке со скользкой поверхностью. Там надо разгоняться до определенной заданной скорости и тормозить: сначала на сухом участке, а потом на скользком. Потом необходимо высчитывать тормозной путь и анализировать, почему он такой, а не такой.
Про очки: у Вас должно быть такое зрение, что Вы пройдете заданные тесты. Потом эти же тесты надо пройти без очков/линз. В разрешении на управление у Вас будет написано, что Вы можете водить машину только в очках, на правах будет стоять пометка 01.06.
SvaraRaderaОт-то вы тута разговорились.:-)) Прям и на минутку отвернуться низзя.:-)) А щож вы после третьей и четвёртой части-то будете делать? :-)))Поди сайт обвалите...:-))
SvaraRaderaИрина, Ольга, спасибо за ответы и разъяснения! А вот универсальные права, о которых вы говорили -- они позволяют водить и машину с ручной коробкой, и с автоматом? Мудро в таком случае... те, кто всегда водил автомат, на ручной коробке ездить так сразу не смогут... Интересно, а торможение на скользкой дороге изучают на машинках с задним или с передним приводом? Или на обоих? По идее на разных приводах разные действия водителя должны быть, хорошо бы здесь тоже универсальную практику получить!
SvaraRaderaДа, которые я получила - это права категории В, т.е легковая машина 3,5 т. (сейчас вроде подняли допустимость, неохота искать). Если я захочу возить прицеп (тачку, домик-вагон или лодку например) и вес будет более допустимого, то надо пересдавать на ВЕ. На ВЕ вроде можно вообще с нуля сдать, но я не стала.
RaderaАвтоматные права есть, тогда Вам в правах напишут "Условие" - вождение авто без педали сцепления. У меня написано условие очки.
За Ваши деньги я думаю вас хоть на оленях по гололеду прокатят ))) Но вот год назад были такие требования на права. Но постоянно вводят новые курсы (=поборы с учащихся), так что кто знает, кто знает )))
Dobryi deni. Gde ia mogu zakazati körkortsboken på ryska. Spasibo.
SvaraRaderaДобрый вечер Кристина!
RaderaВы знаете, я никогда не видела эту книгу на русском. Только на шведском или на английском. Сама я всегда покупаю книги через интернет, например, на этом сайте bokus.se, поэтому Вы сами можете там проверить.
Успешных Вам поисков!
Такие книги существуют в электронном виде вроде, поспрашивайте на дружественных ресурсах. По отзывам в русской версии много несостыковок, что может привести к провалу теории.
Raderaесли я была бы девочка то от такого эмоционального рассказа "описелась бы" сорри.Хуже чем сдать экзамены по вождению в СНГ нет НИГДЕ.Если конечно ...не проплатишь)))ну а это другое
SvaraRadera