2009-05-11

Как в Швеции с работой?

Место проживания


-Да какая разница где жить, скажите вы. -Везде работу можно найти если захотеть...


Может найдёте, а может и нет. А если и найдёте то может быть не ту которую хотелось бы. На севере Швеции например, работы всем не хватает. Народу там мало и их нужды удовлетворяются небольшим количеством работников. Многие ведут натуральное хозяйство и выживают на том что подстрелят в ближайшем лесочке или вытащат из речки.


По сравнению с севером, юг Швеции может показаться для вас, в этом плане, раем. Но работа есть опять таки не для всех. Если у вас требования к ней невысоки (лишь бы зарплату платили а что делать неважно) то, например, в дом престарелых вы сможете устроиться очень быстро. Беда в том что большинство русских переселенцев люди деятельные, хорошо образованные и соответственно хотят использовать свою специальность. А рабочий рынок именно для вашей специальности может быть или насыщен или практически закрыт для иностранцев.


Хочу сделать небольшое отступление по поводу того кто в Швеции считается иностранцем. Я давно заметила что есть иностранцы и иностранцы. Одних держат на расстоянии а других привечают как родных. Мои наблюдения подтвердились в недавнем исследовании где шведских граждан как раз об этом и спросили. И что оказалось?


Норвежцы, финны, англичане, немцы и американцы оказывается "близнецы братья" со шведскими гражданами. Выходцы же из остальных стран, в том числе из Польши, России,азиатских и африканских стран, они "не наши". Разница между шведской и этими культурами больше чем с "братьями" и отношение соответствующее. Бес их знает что они на работе могут выкинуть.:)


Так вот о месте проживания. Как вы думаете,где легче найти работу, в большом городе или в небольшом посёлке? В больших городах рабочих мест конечно же намного больше чем в небольших поселениях но и претендентов будет тоже будь здоров. В посёлках как правило все всех знают и процедура принятия на работу будет менее формальна. Да и о грядущих изменениях не предприятии легче узнать и вовремя предложить свои услуги.:-)


Я со временем пришла к выводу что самое хорошее место жительства, что касается работы, это не юг и север, это не величина поселения. Самое хорошее место это где вас ждут. Это может быть место где у вас есть хорошие знакомые или родственники. Но это может быть и обычное поселение где есть свой особенный дух.

В Швеции тоже есть такое место. Называется Гнушё (Gnosjö). Там примут вас с распростёртыми объятиями и поддержут под белы руки. Знаете почему? Там они знают цену нетрадиционному мышлению. А вы, как выходец из другой культуры, наверняка мыслите другими категориями. Не так ли? :-)) Тогда вам надо направляться туда прямой дорогой.


Читаем дальше? :-)


34 kommentarer:

  1. Anonym1/9/10

    Приветствую. Вот я глянул на сайте http://www.gnosjo.se/ и не понял, за чем я им, если честно :-( Зачем они мне - понятно, спокойствие будущее, возможность развиваться и путешествовать, а так же гарантированное высшее образование моим детям...а вот я им зачем...не понятно...

    SvaraRadera
  2. Нуууууууууууууууу, мил человек, если вы этого не знаете, так кто ж тогда будет знать? Придумайте уж что-нибудь...:-)))

    SvaraRadera
  3. Anonym2/9/10

    Приветствую, Nicole, простите поторопился. Да и сайт не на столько информативен, ну мой шведский как бы пока в зачаточном состоянии...
    Внимательно порывшись в интернете я нашел, что в Gnosjö всяческий стимулируют мелкое предпринимательство и т.д. и видимо с этой целью поддерживают людей с любыми здравыми бизнес идеями и средствами их реализации? Я правильно понял, поправьте меня если я ошибаюсь, плиз...
    О себе, 34 года, женат, 2-е детей, девочки 5 и 1.6 года.
    Образование высшее (инженер, автоматизация литейных производств (ну и в металлургии и машиностроении в целом несколько разбираюсь, по складу ума :)). Опыт работы в данной отросли практически отсутствует, т.к. после окончания ВУЗа сразу ушел в коммерцию.
    На сегодняшний день сотрудник одного из региональных отделов Американской компании.
    Компания производит IT периферию, я же работают в отделе трейд маркетинга, т.е. отвечаю за продвижение в канале продаж продукта на территории 2-х регионов (население регионов суммарно составляет 30 милл человек, в канале официально около 2 тыс торговых организаций и т.д.).
    Т.е. я слежу и притворяю в жизнь комплекс мер, что бы наших продуктов с каждым месяцем в фокусных региональных торговых организациях, вверенных мне территорий, продавалось все больше, на полках (складах) было больше нашего ассортимента и т.д.
    Жена , 29 лет, образование высшее, сейчас учится в аспирантуре, по теме – Муниципальный менеджмент, на кафедре экономики. Кроме этого работает на пол ставки младшим преподавателем и еще на пол ставки экономистом кафедры экономики.
    Экономист – ну это так громко сказано  на самом деле в ее обязанности входит отслеживание образовательных грандов и муниципальных заказов на разного рода научные следования в области муниципального менеджмента, стратегического планирования развития территорий и т.д. Администрирования процесса участия ее ВУЗа в этих грандах и конкурсах и дальнейшее их сопровождение…

    SvaraRadera
  4. Anonym2/9/10

    .е. обе наши работы связанны с людьми, языком и знанием местных особенностей рынков (структур) и тд…
    Я зыками кстати трудновато…нам обоим они даются с большим трудом…поэтому я вообщем-то ограничиваюсь деловым письменным английским, техническим письменным английским и разговорным, на уровне – «как пройти» и «сколько стоит» … (стыдно не много, но что делать честно дык честно).
    У жены с английским чуть лучше, с уклоном в гуманитарную сферу. С другой стороны чему удивляться, живем мы в географической середине России и иностранцев видел крайне редко, я если только в командировках раз в 1-2 года  так, что с носителями языка потренироваться трудно  если только письменный регулярно тренирую, но честно признаться мне в этом хватает запаса в 50 слов и не более того…
    Немецкий когда-то учил в школе, но кроме как Карл Маркс и Фридрих Энгельс ни чего особо не выучил  Хотя я твердо уверен, что если взяться и полностью погрузиться в язык то выучим…
    Значит, читаю Ваш блок, очень интересно, написано легким, приятным для чтения стилем, спасибо Вам за труд, из Ваших строк даже не очень приятные вещи читать приятно… 
    Из Ваших постов почерпнул примерно, на какую зп, я мог бы рассчитывать в Швеции с учетом того, что первоначально я буду работать на более низком уровне чем сейчас и вышло у меня, что после уплаты налогов, доход, что я имею сейчас в России примерно столько же…вот так вот…
    Но честно признаться устал я, в России постоянно все меняется и правила игры тоже…я понимаю, что интересно это конечно, но я хочу уже пожить скучной жизнью обывателя, который не боится за свое «завтра», а наоборот уверен в нем. В этой стране, к моему большему сожалению, я этого не чувствую и с горечью вынужден признаться, что ни когда не чувствовал за последние 15 лет…

    SvaraRadera
  5. Anonym2/9/10

    На сегодня, мы считаемся «средним классом» в этой стране, у нас есть своя честно заработанная квартира (пусть и не большая, всего 75 км. м. и долг по ней еще лет 7 наверное будем отдавать) и даже относительно новая иномарка гольф - класса, но какой кровью и лишениями это все давалось, каким адским трудом и зачастую даже везением…ни кому не пожелаю…
    Сейчас начали мечтать о загородном доме…но …
    Вообщем надоело, все чаще стали посещать мысли о том, что бы уехать из этой страны, куда пока определенности явной нет, мне бы конечно хотелось в Скандинавские страны… В США не хоца почему-то…может Канада еще, я пока не решил, если честно…
    Хочется, что бы дети получили нормальное образование и больше возможностей в жизни, хочется, что бы у них был больше выбор чем у нас…мной по большому счету теперь только это движет…
    По малому конечно и самому хочется мир хоть не много повидать, по путешествовать хотя бы на авто по выходным по Европе и т.д…
    Что происходит в этой стране в этом году дает всем явно понять, что нормального начального и доступного высшего образования больше в России нет и не будет… а меня это категорически не устраивает…
    Так вот и выходит, что после переезда, в доходах я видимо не выиграю, а в начале, даже наверное проиграю, ну а в расходах…выходит выиграю…
    Так например в год я плачу за старшую дочь :
    1. Детский Сад – 25 500;
    2. Бассейн – 3 500;
    3. Теннис – 3 000
    4. Подготовительные курсы в муниципальную муз школу - 5 500
    5. Подготовительные курсы в государственную школу – 5 000

    Итого на старшую дочь уходит на развитие и образование – 42 000 Шведских крон в год.

    Итого на старшую дочь уходит примерно 32% моего чистого дохода.

    SvaraRadera
  6. Anonym2/9/10

    Это официальные стоимости муниципальных заведений в нашем городе, о каких-то коммерческих структурах речи не идет вовсе, там все еще дороже…
    Если я хочу дать своему ребенку хоть какое-то физическое развитие (бассейн и теннис) то я вынужден платить эти суммы иначе с моим ребенком заниматься вовсе ни кто кроме меня не будет…

    Я думал, что со следующего года не буду платить за детский сад, образовательную школу и муниципальную музыкальную и моему бюдету станет несколько легче но, увы. Наш президент другого мнения, он считает, что я слишком хорошо живу, а педагоги слишком плохо, поэтому с этого года начальное образование у нас платное…

    А ведь у меня еще есть младшая дочь, которой я тоже хочу дать садик, бассейн, музыкалку и т.д….

    Жена пока не работает, т.к. находится в декретном отпуске по уходу за ребенком и будет находится, до наступления 3-х летнего возраста ребенка, отпуск кстати оплачивается только до 1.5 возраста ребенка…

    Кроме этого ребенку не предоставят садик до 3-х лет…

    Таким образом, мне еще нужно кормить всех членов семьи, платить коммуналку и кредит по квартире и т.д…..я не говорю о бесплатном мед обслуживании которого на деле просто нет…

    Я уверен, что и в Швеции и других странах тоже все пришлось бы делать через кредит и т.д….но я и члены моей семьи получали бы часть услуг бесплатно, а часть совсем другого качества нежеле тут…и возможно был бы уверен в своем будущем…чего мне так не хватает тут…

    Вот такие вот размышления и движут мной, если честно, в России много «якорей».
    Могилы предков, родители, родственники, друзья, коллеги…природа в конец концов…

    Но, честно говоря, достало, что приходится постоянно выживать, а не жить…

    Вот поэтому и думаю, если податься, то куда и как…
    Зачем вроде бы, более, менее, понятно…

    SvaraRadera
  7. Очень информативно! Спасибо!

    Хочу сразу предупредить, что от "обывательской" жизни вы взвоете на третий день.:-))) Вы ж, любки мои, как солдаты с фронта приходите и грохота пушечек вам нэ хвататт.:-)))

    Вопросик-то какой был? :-)) Или не было вопроса?:-)) А может я пропустила?:-0

    SvaraRadera
  8. Anonym2/9/10

    а сайт тормозит и выкладывает письмо частями, письмо длинное %) прочитайте его плиз еще раз с начала и до конца и тогда наверное суть вопроса станет понятна ...

    SvaraRadera
  9. А может вам сначала действительно попутешествовать и "прицелиться". Скандинавия, знаете, она на любителя. И даром здесь даётся очень и очень немногое.

    Основной принцип такой, "съезд" на минимум один уровень, т е из разряда среднего класса вы попадёте в разряд бедняков. Разумеется если у вас нет капитала, который позволит вам продержаться на плаву 3-4 года.

    И потом, причина для въезда, она какая была-то? Тоже требующая капиталовложений?

    SvaraRadera
  10. Нееее, это не сайт тормозит, это я модерирую. :-))) Могло бы и ещё на подольше задержаться:-)))

    SvaraRadera
  11. Anonym2/9/10

    Вопроса было два:
    1. Gnosjö, в чем заключаются из распростертые объятия для меня лично, о себе не много написал;
    2.Мотивы вообще, что мной движут, я описал, что -то может подскажете, может я какие-то иллюзии питаю насчет образования, и мед обсуживания в Швеции и может с моими данными на самом деле вообще легче было бы устроиться и получить то что я хочу в другой стране? Четкой причины для въезда именно в Швецию нет, вообщем-то бесплатное высшее образование, природа, климат похож на наш, металлургия и машиностроение развито, наделся, что проще будет устроиться...
    P.S. ну насчет того, что мы на 3-й день взвоем от "обывательской" жизни, Вы же живете, ну и нам хоть не много хочется попробовать ;-) а вдруг понравится, а нет так нет, вернутся нам всегда есть куда ;-)

    SvaraRadera
  12. Ответ:-)))

    1. Все их распростёртые объятия касаются жителей своего региона и состоят в поддержке при открытии и/или развитии предприятия. Поэтому мне сложно сказать как именно вы можете попасть в эти объятия. :-))))

    2. Я полагаю, что определённые иллюзии у вас есть. Например, что в Швеции много бесплатных услуг. Пожалуй единственная бесплатная медицинская услуга это услуги врача для ваших детей. До 19 лет.

    За всё остальное так или иначе надо платить. Да высшее образование бесплатно, но книжечки надо покупать самим. Стипендия - около 2000 крон в месяц и на это не прожить. Значит ваша старшая дочь или должна будет работать параллельно с учёбой, или занимать деньги у государства.

    И бассейн, и музыкалка, и теннис тоже будут стоить. А если у вас на тот момент будет совсем немного денег в семье, то в процентном отношении к зарплате, вы будете платить намного больше.

    Опять же язык и ваше образование. На бумажке вам может и подтвердят его, а на практике ценности не будет никакой. Потому как и знания у вас разные, по-сравнению со шведскими, и культура работы. Вам надо будет "менять коней". С работой проще НЕ будет. Наоборот, будет сложнее по-сравнению, скажем, с той же Англией. Или Штатами.

    Насчёт возвращения обратно я позволю себе посомневаться. Это только кажется, что вам есть куда вернуться.:-))) На самом деле вы увидите, что страна за время вашего отсутствия уже изменилась, ваше место "занято" и по сути возвращаться вам некуда. Разве что в квартиру.

    Мой вопрос всё равно остаётся: На каких основаниях вы собираетесь въехать-то, мил человек::-0

    SvaraRadera
  13. Anonym3/1/12

    Здравствуйте!Я сама их Эстонии,хочу найти работа в Швеции.Возможно расчитывать на вашу помощь?

    SvaraRadera
  14. Здравствуйте!:-))

    А какая моя помощь была бы для вас самой ценной?

    SvaraRadera
  15. Anonym16/3/12

    Здравствуйте!
    Можете подсказать, актуальна ли в Швеции работа пилотом и как они относятся к русским авиаторам?

    SvaraRadera
    Svar
    1. Насколько я знаю, большой потребности в них нет. Бывают наборы, да, но небольшие. Здесь сейчас уже образовалось перепроизводство пилотов и например выпускники едут зарабатывать часы налёта в Африку.

      Что касается отношения к русским авиаторам, то здесь сложно сказать. Но думаю, что работает основное правило - хороший человек и соответствие требованиям, т е наличие нужных международных сертификатов, необходимого количества часов, работа в международных командах и прррр.

      Radera
    2. Anonym18/3/12

      Спасибо большое за ответ!

      Radera
  16. Anonym18/3/12

    Добрый день!
    Хороший сайт)

    У меня вопрос, как в Швеции с трудоустройством для бывшего спортсмена с техническим высшим образованием и желанием работать в сфере здоровья и спорта(опыта работы нету).

    И второй вопрос: то, что у меня нет ни одной записи в трудовой сильно подпортит мои шансы найти работу? и если да, то что лучше, чтоб было в трудовой написано;)

    SvaraRadera
    Svar
    1. Спасибо-спасибо!:-)))

      Зависит от того КЕМ вы хотите работать и какие аргументы вы сможете привести, чтобы убедить работодателя в своей ценности как работника.

      Работодателю важнее всего знать ЧТО вы можете и чему научились работая где-то. Если вы, боже сохрани, хотите сжулить, то это быстро вскроется.

      Radera
  17. Evgeniy26/8/12

    Добрый день или вечер Nicole. Я заранее приношу извинения если загружу Вас вопросами, на которые Вы возможно отвечаете на своих платных консультациях. Но я все же рискну их задать в надежде получить хоть на какие-нибудь ответы.
    1. На сайте www.blocket.se в разделе продажа квартир через брокера стоит цена за квартиру и цена в месяц. Что означает вторая цена? Покупка квартиры в рассрочку? Если так, то на сколько лет рассчитана? Сколько первый взнос? Действительно ли цена на квартиру 28 м2 в центре может быть 2 миллиона крон?
    2. Я пока не знаю шведского языка, да и с английским не очень, а все основные сайты по работе и жилью в швеции именно на этих языках. Не подскажете сайт или телефон агенства, где мне могли бы дать консультацию на русском языке по моим шансам и возможностям приехать и обосноваться в Стокгольме. Может вы знаете кто может помочь с этим в Санкт-Петербурге?
    3. Достаточно ли суммы в 20000 евро, чтобы в крайнем случае,если не найду работодателя издалека, приехать по туристической визе и на месте сначала получить знания шведского языка и уже с этим речевым багажом устроиться на работу. Хватит ли мне этой суммы, чтобы в течении хотя бы года снимать комнату или квартиру, питаться и учиться?

    Заранее благодарен за ответ на любой из моих вопросов.

    SvaraRadera
  18. Evgeniy26/8/12

    Да, забыл указать, что мне 40 лет. Есть ли вообще шанс устроиться хоть кем-нибудь, если профессия окажется не востребованной?

    SvaraRadera
  19. Добрый вечер!:-))

    1. Первая цена это начальная стоимость квартиры, которая может повыситься в процессе торгов. Вторая- это ежемесячная квартплата. Какая рассрочка? Вы платите всю сумму продавцу, а уж как вы находите деньги, эт ваша задача.:-))

    И да, в Стокгольме может быть такая цена за квартиру в центре.

    2. Нэ знаю я таких агенств, душа. Я иногда даю такие консультации, но в пределах возможностей. Но вы сами можете сделать много выводов прочитав этот блог и другие источники.

    3. Хватит ли вам указанной суммы вы можете сами посчитать, исходя из цен данных в посте о стоимости жизни в Стокгольме http://russiansinsweden.blogspot.com/2012/02/blog-post_07.html

    Только вот у меня к вам вопрос. Каким образом вы собираетесь прожить здесь год по туристической визе? По-моему, вы можете провести здесь только два раза по три месяца за год.

    И, честно говоря, у меня есть большие сомнения в том, что за год можно достичь хорошего уровня языка. Но может у вас есть к этому особенный талант.

    Я не могу сказать какие именно у вас есть шансы. Но бросовых работ, на которые никто не идёт и где берут всех желающих, нет. Везде есть какие-то требования.

    SvaraRadera
  20. Evgeniy27/8/12

    Спасибо за ответы. Что касается провести год по туристической визе. Я имел ввиду въехать по этой визе и в течении 2 раз по 3 месяца найти хоть какую-нибудь работу (я трудностей не боюсь, и надежд на крупные заработки на хороших рабочих местах не питаю), и закрепившись подать прошение на предоставление рабочей визы уже на месте. Или это в принципе невозможно? Я видел например в Стокгольме, в хостелах русскоязычный обслуживающий персонал и постарше моих лет. Я сомневаюсь, что они туда попали по приглашению работодателя из Стокгольма в Россию. Я уверен что на такие должности запросы в другие страны не посылают. А я готов начать хоть с дворника, хоть с уборщика (Все это я уже в своей жизни проходил, покоряя Москву и Санкт-Петербург)

    SvaraRadera
    Svar
    1. Ок. Я смотрю у вас всё под контролем.:-)) Ну или почти всё.:-)) Не хотите подчитать пост о том как "приехать на три месяца и остаться на всегда"?

      А вы не думали, что персонал в хостелах сначала приехал сюда по какой-либо другой причине, а уже потом люди нашли работу? :-))

      В любом случае, успехов вам!:-))

      Radera
  21. Evgeniy28/8/12

    Спасибо! Конечно же у меня ничего не под контролем. Я просто пытаюсь понять, какие шаги мне необходимо предпринять, чтобы переехать и закрепиться в Стокгольме. Но так как практически любой вопрос заданный на тему о переезде в Швецию выводит на Ваш сайт, вот мне и приходится Вас смешить своими наивными вопросами. Хотя я думаю, что я такой не один на этом сайте. Поэтому прошу у Вас прощения за еще один наивный вопрос. На ваших онлайн семинарах Вы сможете дать мне рекомендацию по шагам переезда относительно моей ситуации (профессии, финансов, и т.д.)? Что касаемо языка, я уже понял, что это условие на первом месте, уже подыскиваю в Питере курсы. Лет 10-15 назад я бы даже не задумывался и не стал ничего планировать издалека, просто бы поехал, а в моем нынешнем возрасте я понимаю, что не очень то нужен другой стране чужой в будущем пенсионер.

    SvaraRadera
    Svar
    1. Да, у меня со стороны сложилось впечатление, что пока у вас нет структуры и чёткого понимания логарифма действий. На семинаре вы могли бы это получить, да. А заодно и посмотреть какие знания у вас уже есть и какие надо ещё пополнять.

      Только вот для его проведения нужно минимальное количество человек. И придётся ждать пока они соберутся. Индивидуальные консультации тоже возможны, но они дороже.

      Поехав не задумываясь вы бы ничего не решили, мил человек. Поэтому радуйтесь той мудрости которая у вас появилась с годами.:-)))

      Radera
  22. Evgeniy28/8/12

    Извините, Николь, а про какие знания вы говорите? Чего? Как переехать или как найти работу? И еще хотел у Вас уточнить. Я тут обзвонил у себя парочку школ обучающих шведскому и почти везде проходят 4 основных уровня знаний. Каждый уровень рассчитан на 4 месяца занятий или 96 часов. Если мне проходить в Питере все 4 уровня начиная с этого сентября, то уровня выше среднего я достигну только к весне 2014, когда мне уже исполнится 42 года. Как вы считаете. смогу ли я в этом возрасте еще устроится хоть на какую-нибудь работу? Или мне хватит среднего уровня знания шведского 1500 слов, чтобы устроится на работу и общаться? Извините еще раз, что заваливаю вопросами. Язык - это самое начало пути к переезду, остальные вопросы я уже буду задавать со временем на личной конференции, когда преодолею начало пути хотя бы до средины.

    SvaraRadera
  23. Evgeniy28/8/12

    Кстати, сколько стоит индивидуальная консультация?

    SvaraRadera
    Svar
    1. Да любые знания, касающиеся переезда и работы в Швеции. Я совсем не знаю, что у вас есть, а чего нет. Но это-то и обнаружится в процессе. Когда есть структура и соотношение между тем, что надо и что есть, то тогда намного легче идти в нужном направлении.

      Про изучение языка и сроки я вам ничего не могу сказать. Всё зависит от того как будет выглядеть ваш рынок труда и какие требования к языку будут предъявляться. Но хочу сказать одно. Чем хуже вы знаете язык, тем меньше у вас выбор профессий и тем больше риск попадания в какую ни то шарашкину контору.

      Индивидуальная консультация на сегодняшний день стоит 1000 крон за час. Но чем больше человек покупает, тем меньше стоимость.

      Radera
  24. Evgeniy28/8/12

    Спасибо огромное!!!

    SvaraRadera
  25. Добрый день, Николь. Я что-то не нашел ответа на свой вопрос, поэтому решил его задать. Сколько лет нужно официально проработать в Швеции, чтобы получить шведскую пенсию и через сколько лет официальной работы можно получить шведское гражданство?

    SvaraRadera
    Svar
    1. Добрый вечер!:-))

      Чтобы получить полную (!)гарантированную пенсию надо прожить в Швеции минимум 40 лет. Иначе она уменьшается на 1/40 за каждый "непрожитый" год. И её надо заработать отчисляя около 18 % дохода в пенсионный фонд. Пока ещё выход на пенсию возможен в 65 лет, но можно работать до 67. Что будет дальше никто не знатт. В этом очень много нюансов и разбираться вам потом придётся самому.

      Разрешение на ПМЖ вы получаете после 4-х лет работы здесь, а гражданство после 5 лет непрерывного проживания, наличии примерного поведения и пр. :-))

      Radera
  26. Anonym3/11/13

    Николь, хочу поделиться с вами ссылочкой. Надеюсь, вам будет интересно почитать немного про рынок труда на шведском севере. Вчера получила местную корпоративную газетку. Там очень интересные статейки на стр. 3, а также на стр.4-5 тоже ничего так. Вот электронная версия: http://www.lkab.com/Global/Documents/Tidningar/LKAB%20Framtid/2013/LKAB%20Framtid_2013_Nr7.pdf

    SvaraRadera
    Svar
    1. СПАСИБО Вас, щедрый человек! Я уверена, что кому-нибудь это будет оооочень интересно.

      Radera

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...