2011-07-09

Об обучении на производстве

Внеплановое выступление. Выступаю я. :-)))

Вчера я вдруг вспомнила, что вы может быть не знаете ещё об одной форме образования в Швеции. Почему вдруг вчера? А потому, что я закончила работу с ещё одной клиенткой, пришедшей к финишу именно в тот день, который она себе назначила.

С ней вообще было очень интересно. Пришла она ко мне с намерением найти работу. Любую. Ну вот приблизительно такую. Или такую. Или другую. Которую она безуспешно пыталась найти сама в течении года. Она прочитала все советы, которые можно было найти в интернете. Посылала много заявлений. Но работа не давалась.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что работа ей и нафик ненужна. Это голова ей говорила "Ищи, ищи, ищи...". А душа хотела собственного предприятия. У ней уже и готовая картиночка была, какое предприятие будет, где и когда. Но боялась.  И поэтому пряталась за голову. Мол, я ниччо не знаааааю, что ты головушка скажешь, то и будеть.

Но подсознательно девушка уже начала делать какие-то шаги в верном направлении и подала документы на образование флориста. На него принимали только 5 человек, а желающих было намного больше. Разумеется, его можно получить и на частных предприятиях, дык ведь стóит это тогда немеряно.

И ведь приняли её. И тут встал вопрос о том, что же мы с ней в этом случае будем делать. Но ведь и он разрешился, потому как образование выстроено таким образом, что в школе они учатся неделю, и месяц учатся на предприятии. И так целый год. То есть там их учат практическим навыкам. И оказалось, что тако предприятие (lärlingsplats) надо находить самим. Что мы и начали делать.

В Швеции есть ряд ремесленных профессий, которым обучают на уровне гимназии. Например, флорист, сантехник, механик, монтёр и пр. Обучение строится по-разному. Где-то теория смешивается с практикой. Где-то сначала даётся годичное теоретическое образование, а потом человек работает 2 года учеником, сантехником, к примеру,  и получает ученическую зарплату. Только после этого ему выдаётся "диплом" об образовании. Да-да, вы правильно прочитали. Сантехники получают свою профессию 3 года. При обучении на гимназиальном уровне, разумеется, полагается стипендия.

Но не на всяком предприятии можно получить практическую часть. К ним требования суровые. У них должен быть какой ни то сертификат. В каких-то случаях он называется gesällbrev, а в каких-то по-другому. Они должны также состоять в своём профессиональном союзе и пр. То есть, по сути, работа по поиску такого предприятия ничем не отличается от поиска настоящей работы. И часто ученики там и остаются.

У меня было несколько таких человеков и по понятным причинам Биржа труда даёт им помощь в виде меня. Ну или какого ни то другого человека. Так как знает, дело это муторное. Подходящие предприятия не резиновые и не могут взять 99 учеников одновременно. Да и их количество, отвечающих требованиям образования, ограничено.

Не знаю, как другие поступившие справились или справятся с этим заданием, но вот мы нашли именно такое, которое подошло моей клиентке по всем параметрам. И куда её взяли.

Всю практическую работу она, разумеется, проделала сама. И мнооооооогому научилась.

Что она унесла с собой, помимо нужного предприятия?

- осознание того, что она может предъявлять требования к будущему работодателю
- умение держать фокус на том, что она ХОЧЕТ, а не на том, что она ДОЛЖНА, что повышает мотивацию
- осознание того, что лучше всего использовать И-И, а не ИЛИ-ИЛИ, в планировании будущего
- гордость за расширение своей комфортной зоны
- умение исходить из того, что нужно именно ей, а не кому-то
- умение ценить себя

При ежедневных походах, наличии двух деток и хозяйства, этот процесс занял у ней 6 недель.

19 kommentarer:

  1. Anonym9/7/11

    Здравствуйте!
    Мне очень нужна помощь. Мне 16 лет, я закончила 9 классов и планирую переезжать в Швецию, но я не могу найти информацию о том куда, когда и на кого можно учиться. Слышала от знакомых, что есть гимназии , где учёба длится 3 года и ты получаешь среднее образование + профессию. Не плохо владею английским. Подскажите,пожалуйста, на кого и куда можно пойти учиться?

    SvaraRadera
  2. Хмммм... Вот здесь вы можете посмотреть где и какое образование даётся http://www.arbetsformedlingen.se/For-arbetssokande/Yrke-och-framtid/Utbildningar/For-ungdomar.html

    На кого вам учиться, можете ответить только вы сами. Исходите из своих интересов и пожеланий. Ни один человек в мире вам не сможет сказать, что будет интересно именно вам. Да так, чтобы вы с этим могли работать какую-то часть жизни.

    Приём в гимназии на осень уже закончен. Гимназиальное образование даётся здесь в подавляющем большинстве на шведском языке. Как вы, любовь, собираетесь решать эту проблему?

    А может вам посмотреть на англоязычные страны? Там тоже такое есть...:-)))

    SvaraRadera
  3. Anonym9/7/11

    Спасибо большое).
    Моя знакомая поступала в гимназию в сентябре и её приняли. Я переезжаю в Швецию вместе с семьёй, мой отец живёт там уже почти 2 года. Так что я всё равно переезжаю в Швецию.. От меня это, к сожалению, не зависит. Я много думала о профессиях, остановилась на дизайнере интерьеров и офисов,но востребована ли эта профессия в Швеции?

    SvaraRadera
  4. Это две большие вещи, любушка, переезжать насовсем или приехать сюда только на учёбу. По шведскому законодательству все люди школьного возраста имеют право учиться. Поэтому в гимназию вас примут. Вопрос в какую.

    Гимназии здесь разные и спрос на них тоже. Какие-то очень популярны и там конкурс, высшие баллы и пр. А в какие-то попасть намного легче.

    Такой профессии на гимназиальном уровне, насколько я знаю, нет. Это уже вопрос высшей школы или частных учебных заведений. Вы пока будете учиться в гимназии заодно и разузнаете на что есть спрос, а на что нет. Всё образуется.

    SvaraRadera
  5. Anonym9/7/11

    Скажите, а каким профессиям обучают на гимназиальном уровне?
    Заранее, ОГРОМНОЕ спасибо.

    SvaraRadera
  6. В основном прикладным...Помимо тех, что я уже перечислила в посте там обучают на парикмахеров, работников ресторанов и отелей, электриков, строительных рабочих, разных техников и пр. Посмотрите сами на ссылке, которую я дала выше.

    SvaraRadera
  7. Anonym11/7/11

    Спасибо.
    Помимо дизайнера, я рассматривала профессии связанные со спортом. Скажите, пожалуйста, потому что такой информации я нигде не нашла. Какие профессии связанные со спортом (тренера. инструкторы и т.д) не требуют высшего образования и в Швеции можно пойти учиться. какие есть варианты?

    SvaraRadera
  8. Рыбочка, вариантов ТУЧА, но 99 % требуют высшего образования. Все варианты я вам здесь представить не могу, так как их ты-ся-чи и в разных местах. Вы потом когда здесь обживётесь и подучите язык сами разберётесь со всем. На всё нужно время.

    SvaraRadera
  9. Anonym11/7/11

    Надеюсь, просто пока что всё кажется таким непонятным, что страшно, что не найду куда пойти учиться) Спасибо большое вам за помощь о ответы :)

    SvaraRadera
  10. Это, солнце, естественное состояние при таком большом шаге. Найти где учиться вы всегда найдёте. Начните с языка и с гимназии и свято верьте, что постепенно у вас всё сложится в нужную вам картинку. Не беритесь за всё сразу. Делайте крошечные шажки в нужном направлении. И увидите, что всё у вас получится.:-))))

    SvaraRadera
  11. Anonym12/7/11

    Nicole скажите пожалуйста,мою жену завут в Швецию на работу флориста,отлично владеет англиским,немного знает французкий а швецкому ей легко обучится....вопрс про меня...))я сам по професии художник,окончил училище и академию художест,предподовал в академии год...что посаветуете??как мне быть??))Спасибо.

    SvaraRadera
  12. Хммм... Об ентом я уже писала здесь http://russiansinsweden.blogspot.com/2010/07/blog-post.html и больше мне добавить нечего.

    SvaraRadera
  13. Скажите Николь, а реально ли получить образование в 27 лет + совмещая с какой-либо работой?

    SvaraRadera
  14. Ах, дружочек, эт вы по-русски думаете...Типа что в 25 лет жизнь заканчивается и надо выходить на пенсию. В Швеции люди учатся всю жизнь, меняют профессию в 40 лет, например с учителя на медсестру и не задумываются реально ли это. Они просто делают.

    Некоторые только начинают подумывать о серьёзном образовании в вашем возрасте. Наработаются на неквалифицированных работах, выяснят, к чему у них душа лежит и починают.

    Решите вы, что это реально, то так и будет. Тем более, что здесь полно дистанционных программ.Студентам на дневном обучении тут разрешено работать, хотя при получении стипендии есть ограничения в з\п. Делайте, что хотите.

    SvaraRadera
  15. Anonym19/10/11

    Николь,при соединяюсь к вопросу Serafima на счёт учёбы.
    Мне 23 года.Можно ли где-нибудь почитать куда возможно поступить учится со средне-специальным образованием?

    SvaraRadera
  16. А! Значит на первую часть вопроса я уже ответила. :-)) А поступать можно куда угодно. Вы поступите туда, куда вы хотите, если у вас есть аттестат после школы, шведский А/SAS B, английский А и шведское обществоведение.

    Или что-то требуемое от иностранных студентов. Да! Ещё в последнем случае надо готовить денюжку, чтобы оплатить образование. На studera.nu есть всяко-разные программы. Только выбирайте.

    Успехов!

    SvaraRadera
  17. Здравствуйте Николь. Хотел Вас спросить, можно ли не гражданину Швеции учитьс яна электрика (или монтера) в Швеции? Если, да то что для этого нужно? И сколько это будет стоит(учёба).
    Мне 22 год, заканчиваю 5 курс (магистратуру) в киевськом ВУЗе.

    SvaraRadera
  18. Здравствуйте Николь. Хотел Вас спросить, есть ли возможность получения профессии "электрик (или монтер) в Швеции, гражданину Украины?
    Если, да: сколько нужно платить за такое обучение? Какие документы нужны? И какие экзамены сдаются?

    SvaraRadera
    Svar
    1. На сколько я знаю, таких курсов для иностранных студентов нет. Я уже где-то писала об этом, но сама не могу найти, что это образование даётся только на шведском, для своих так сказать. Ну и как всегда нужно среднее образование с дополнением шведскими предметами.

      А если Вы думали остаться здесь после окончания, то Вам просто не дали бы визу на учёбу. Вот пока так.

      Radera

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...