2012-05-10

О смысле жизни (ч 5)


Ну а что же делать и как жить, если ничто неинтересно, ненужно и скучно? И тут нам на помощь даётся четвёртый шаг.

Шаг 4. Стать искренним

У всех у нас были периоды в жизни, когда мы были ну ооочень чем-то недовольны. У кого-то была ненавистная работа, на которую в любом случае надо было идти, у кого-то такая  семейная ситуация, что прямо брррррррр...А ещё кто-то жил в ненавистной стране.

Это было состояние недовольства жизнью, растерянности и тревоги. И никому такое не нравится. Ни-ко-му.

Но даже если человек осознаёт, что надо что-то делать, то он всё равно продолжает цепляться за то, что он имеет на тот момент. Время идёт. А он ничего не делает и надеется, что всё решится само собой. Но ничего не меняется.

Вы наверняка вспомните семейные трагедии, когда одна половинка надеялась что другая перестанет много работать/пить/гулять/бить. Или что начальник-дурак вдруг уйдёт в другое место. Ну или мешок денег свалится на голову в нужный момент. Знакомо? И что, что-то изменилось?

И если бы человек, у которого появилось ощущение пустоты и бессмысленности жизни, побежал за советом к Сёрену, то получил бы очень простой совет: Ты, и только ты, знаешь чего тебе не хватает. И чтобы избавится от бессмысленности, тебе надо заново пересмотреть своё отношение к действительности. Ну и таким образом найти свою истину.

Ну и ктонить умный тутже закричит "И что, теперь у нас у каждого будут свои истины? И что вообще кроется за этим словом?"

А у лапочки Сёрена на всё есть готовый ответ. Какая радость!

Есть несколько типов истины. Есть, например, научное определение. Истина в понимании учёных это что-то исследованное и доказанное разными людьми в разных местах и в разных условиях. Например, что вода замерзает при температуре ниже нуля. Она замёрзнет при этой температуре хоть в Африке, хоть на северном полюсе. Независимо от того будет ли за этим приглядывать учёный или Вася Пупкин.

Но печаль в том, что учёным удалось таким образом собрать доказательства только об очень небольшой части действительности. На всё другое, например, мораль, этика, религия, политика, вкус, жизненные ценности, стиль жизни, у нас могут быть только мнения, вера в или чувство к.

Давайте возьмём чонито простое. Красный цвет это красиво или безобразно? Хорошо ли иметь собаку? Надо ли есть мясо или лучше быть вегетарианцем? В этих случаях нет абсолютной истины, только мнение.

А если взять что посложнее? Наше сознание, к примеру. Что означает иметь сознание? Учёные на сегодняшний день выяснили и высчитали много чего, но до сих пор не знают что это означает.

А наши вечные вопросы? Есть ли смысл в жизни или она абсолютно бессмысленна? Есть ли бог? Что будет с нами после смерти?

Вот нет на эти вопросы ни ответов ни доказательств. И ваш ответ будет иметь точно такую же ценность, как и ответ кого ни то другого.  Ваш взгляд не недоказанное - это ваша субъективная правда.

Ну и соответственно с обратным вариантом. Если у вас есть право иметь и высказать собственное мнение, то то же самое есть у всех других.  И ничьё мнение не хуже и не лучше вашего. И спорить тут не о чем.

Не знаю, как вы, а Сёрен очень сердился, когда люди под прикрытием своего положения или должности выдавали своё понятие истины о недоказанном за общепринятую правду. В любом случае, считал он, у человека есть право поинтересоваться, право задать вопрос и право ответить на вопрос так, как думает именно он.

Многое из того, что мы знаем, мы не задумываясь, как попугаи, повторяем за другими. Ладно, если речь идёт о пустячных и не очень важных вещах, которые не наносят большого вреда.  Ну там Пугачёва на сносях или что опасно терять обручальное кольцо. Но ведь есть и взрывоопасные мысли-наследия. К примеру, что Европа хочет пойти войной на Россию и отобрать все её богатства. И Америка тоже хочет её погубить. И вообще весь мир ополчитси против несчастной страны.

В каждой семье, в каждом коллективе, в каждой религии и в каждой стране есть коллективные предположения, для того, чтобы образовывать альянсы или строить стены. Для чего? А чтоб держать на расстоянии других. "Мы" против "них". Но ведь все подобные противоречия выхвачены из воздуха.

Но самое самое страшное в использовании заимствованных истин, это то, что с их помощью мы строим стену вокруг нашего Я. И в конце концов обнаруживается, что мы обсолютно не знаем КТО мы на самом деле.

Так вот первое и самое важное задание на этом этапе, это встретиться с самим собой БЕЗ своих и чужих представлений о действительности.  И необходимым условием для этого является принятие своих чувств.

Признание в том, что да, я чувствую себя опустошённым и недовольным своей жизнью, независимо от того, как выглядит ваша ситуация и от того, что у вас есть. Если, несмотря на все богатства и достижения вы чувствуете неудовлетворение, то и ради бога чувствуйте. Не оглядывайтесь на других "Как жеж я могу, когда у меня всё есть, а у других..."

Если есть чувство отчаяния, раздражения, разочарования и пр - признайтесь себе в этом и примите. И наоборот. Счастливы вы, то так и скажите себе "Я счастлив". И точка. Без последующего нытья "Да как же я могу быть счастливым, когда ...."

Аутентичность, согласно Сёрену, это способность встретиться с собой там, где вы на данный момент находитесь. И начинать плясать оттуда. Потому как наше самое важное задание в этой жизни, отнюдь не образование, работа, семья, дети/внуки или правильное проведение свободного времени. Самое главное -  быть самим собой.

А для выяснения этого требуется время. Для этого нужно мужество. Для этого требуется честность. И воля.

Кому-то это даётся легче. Некоторые люди знают что они ЧУВСТВУЮТ, что они ДУМАЮТ, а также что они ХОТЯТ. Они не притворяются, НЕ делают то, что им неприятно и НЕ искажают действительность с помощью разных толкований.

Если они голодны, то они и говорят что голодны и идут на кухню, чтобы утолить голод. А не "ой, неудобно как-то...спасибо не хочу".  Не хотят они секса, то и говорят "Я не хочу секса", а не "Голова болит".  Не хотят они ходить на семейные праздники, так и не ходят. И не приседают от страха "Ой, неудобно отказать...Люди обидятся..." Знает человек про себя, что ему не нужна семья, то он так и отвечатт на маменькины уговоры "А подите-ка вы, мамо, со своим "жениться". Не переступайте мои границы. Я сам знаю, как мне жить мою жизнь".

Ну и соответственно они НЕ живут в своих головах и НЕ строят догадки, типа "Она завидует" или "А вдруг он думает, что...". 

Но это задание, быть аутентичным, быть искренним по отношению к себе, пожалуй самое сложное из всех. Потому как у нас есть естественное желание и тяга к тому, чтобы быть кем-нибудь другим.

Да вы и сами это ооооооочень хорошо знаете. Вот если вы спросите себя, с кем я на сегодняшний день поддерживаю отношения, которые МНЕ абсолютно не нужны? Какие семейные традиции я использую в своей семье, хотя Я их на дух не выношу? Кому я НЕ говорю "нет"? В каких ситуациях я НЕ высказываю собственное мнение?

И не надо про обстоятельства. Сёрен знааааал, что вы начнёте выкручиваться, кивая на других. Так вот он ещё тогдаааааааа сказал, что это НЕ обстоятельства, которые не позволяют человеку быть искренним по-отношению к самому себе. Мы неискренни  только потому, что мы не хотим быть искренними.

И наша внутренняя борьба между "следовать за другими" и "следовать за самим собой" определяется только нашей волей.

Но дорога к постоянной искренности ох, как нелегка. Мы не хотим быть аутентичными потому как её цена может быть очень высока. Мы боимся остаться одинокими, боимся быть исключёнными из сообщества, боимся критики....И поэтому нам легче отречься от себя или от какой-то части своей истины. "Для мира в доме"

И ничего странного в этом нет. До недавнего времени группа была гарантом для выживания. Без неё нас ждали холод, голод и возможно смерть. И память об этом всё ещё живёт в нас. Поэтому-то мы и отрекаемся от себя или изображаем чонито другое, ну или производим впечатление при помощи одежды, знаний, разных вещей, титулов и "правильных" взглядов.

Искренние люди требовательные люди. Они не приспосабливаются, не приукрашивают действительность, не скрывают своих взглядов и не покушаются на свои личные ежедневные потребности. И они требуют того же от других.

Вместо щебетания о новых украшениях, путешествиях или походе в ночной клуб, они могут спросить "А как ты справляешься со стыдом?". Или "А действительно ли любовь является необходимым условием для хороших отношений в браке?"

Но общение на таком глубоком уровне для многих утомительно.  Такие люди мешают и вызывают беспокойство и могут испортить любые отношения.

- Но, - говорит Сёрен, - если вам хочется лёгкой жизни, то ради бога. Для этого  требуется только обесценить самого себя. Неси чепуху и сам будешь чепухой.

Для того, чтобы стать аутентичным не нужны никакие курсы, никакая психотерапия и никакое членство в религиозных сектах. Человеку не нужны ни вожди, ни учителя. Ни-че-го не нужно....

...кроме искренности, что в свою очередь означает восприятие абсолютно всего так, как оно есть. То есть рассматривать себя и окружающий мир с нежным любопытством. Без осуждения, без толкований, без искажений, без предвзятости или беспокойства...Только с внимательной регистрацией того, что происходит внутри и вне себя. Другими словами, стать загадкой не только для других, но и для самого себя.

Вначале это очень и очень нелегко. Мы привыкли делить всё на плохое и хорошее, чёрное и белое, судить и себя и других. Но со временем будет легче и легче.

А начать можно с очень простых вещей. Например, наблюдать за собой, опять же с нежностью и с любопытством. И как бы на расстоянии, из-за угла...А что он/она делает? А почему он/она делает так? А как он/она пришла к этому?

Уверяю вас, что вы откроете в себе очень много новых для вас черт. И приятных и неприятных. 

Ну и когда искренность станет для вас привычкой, то можно будет посмотреть и на более сложные структуры. "Хммм...Подумать только, вот какое оказывается у меня к этому отношение. Значит вот так я функционирую как человек... А что есть за следующим углом?"

Ни одна ваша собственная реакция, ни одно утверждение и ни одно событие не проскользнёт мимо вас. И на всё вы будете смотреть глазами думающего человека. А что значит "хорошая жизнь"? Что такое справедливость? Как надо применять власть? Что для меня означает слово любовь? А как я понимаю слово "дружба"? Где проходят мои границы?

И каждый раз, когда вы смогли дать себе основательный ответ, вы подошли ещё на шаг ближе к познанию себя и к тому, что может со временем стать смыслом вашей жизни.

А вот хотите проверочку на искренность? :-)) Пожалста.

Если бы я был/-а искренним/искренней по-отношению к себе, то

- я бы разорвал/-а или очень ограничил/-а отношения со следующими тремя людьми
- я бы перестал/-а или очень ограничил/-а занятие следующими хозяйственными делами
- я бы начал/-а в свободное время заниматься следующим
- у меня бы было ххх часов в неделю свободного времени
- кем бы я работал/-а?
- я бы в следующих трёх ситуациях говорил/-а "нет"
- я бы высказывал/-а свое мнение в следующих трёх ситуациях
- я бы убрал/-а следующие три "должен"/"должна"
- я бы получил/-а следующее образование
- я бы жил/-а в ....
- я бы....
- я бы

Ну и чо получилось? 100 % искренность?

Inga kommentarer:

Skicka en kommentar

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...