2013-04-14

Подробней о детсадах в Швеции

Вот каким-то родителям повезло так повезло. :-)) Одна замечательная женщина сейчас вам всё по-порядку и доложит.

Привет всем, спасибо хозяйке сайта, много интересной информации.

Могу рассказать несколько подробней о детсадах в Швеции, поскольку работала здесь во многих д/с. Замещала тех, кто заболел или, например, ту, которая находиться в отпуске по уходу за ребенком(до переезда в швецию работала в д/с в России и на Украине). 


Итак - больших садов как у нас(на 6-8 групп) тут нет(ну может пара штук в Стокгольме). Обычный швед.садик - детей на 30, а то и меньше. эти 30 могут быть поделены на 2 группы: младшая ~ с 1 года до 3 лет и старшая ~с 3 до 6 лет( 6 летки потом идут в школу в нулевку). 

Помещение садика обычно состоит из нескольких небольших комнат. Нередкость, когда садик может распологаться в двух соедененых между собой квартирах в обычном жилом доме на первом этаже. Так что забудьте о просторных физкультурных и музыкальных залах рус.дет.садов. 

А заодно можете забыть и о професс-ых муз.работниках, которые разучивают с вашими детьми песни, пляски и игру на некоторых муз.инструментах. Если кто-то из воспитателей в шв.д/с может сыграть на гитаре 4-5 песенок, тогда считайте, что вам крупно повезло с садиком. Конечно можно петь песенки и без музыкального сопровождения, но с детьми слова песен никто и не думает разучивать, дети просто подпевают поющим воспит. и как правило без взрослого они петь не могут.

Рисование проходит по принципу: вот кисточки и краски, - Рисуй что хочешь! Никаких техник рисования здесь не показывают; но разве что окунание пальцев и рук в краску и штампование им по бумаге на полу. 

Цифрам/буквам, счету/чтению здесь тоже не учат. Однако дети умудряются научиться этому у старших дошкольников. И этим, ненавязчивым методом обучения, все шведские педагоги очень гордятся. Да и зачем торопиться? ведь после садика у вашего ребенка в запасе еще 10 лет(1год нулевка+9классов) расслабления мозгов до гимназии и универа.

Спать в саду днем могут только дети до 2,5 лет, детям постарше - спать неположенно!, "а то вечером не заснут".

Если один из родителей свободен от работы или учебы в какой-то день, ребенок не имеет права находиться в садике(даже ели родители заплатили за садик за месяц вперед). Закончил работу - немедленно забери ребенка из садика, а то позвонят тебе на раб-ту и проверят. Родители обычно предоставляют садику расписания своей раб-ты или учебы. Это повышает уровень стресса у родителей, но система тверда как камень и изменениям не подлежит.

На детей никогда не повышают голос и воспитатель выполняет роль друга ребенка, в результате у шведских детей нет абсолютно никаких комплексов по отношению к взрослым, все равны - нужно с одинаковым уважением относиться и к воспитателю, и к самому младшему по возрасту в группе.

Разделение полов неприемлимо - мальчики само-собой могут играть в куклы, если хотят; девочки подымать такие же тяжести, как и мальчики и т.д.

Если вас несколько удивило мое описание шв. д/садов, не растраивайтесь, по рассказам моих знакомых с малыми детьми, прибывших из Ирландии и Голандии, д/с там просто ужастные.


Огромное Вам человеческое СПАСИБО за рассказ о Вашем опыте.

Особенно я радуюсь тому, что ВЫ поставили всё на свои места и дали возможность переезжающим родителям избавиться от фальшивых надежд. Ведь когда мы ожидаем одно, а получаем другое, то тутженьки и образуется внутренний конфликт "А как же так....?", "А где же...?" и "Почему нам не дают...?"

Действительно, здесь нет дорогостоящих залов/помещений, муз. педагогов и профессиональных художников в детском саду. Это стоило бы миллионы и привело бы к повышению оплаты за садик. Как я думаю, первыми заголосили бы родители. Но они вполне могут порешить на своём собрании, что, мол, давайте приглашать и оплачивать специалистов. 

Ключевое слово здесь - оплачивать. Потому как никто другой этого делать не будет. Родители крошек, ВЫ готовы к этому?

А пока, те родители, кто хочет дать своему ребёнку больше чего-либо, могут с удовольствием ходить с ним на всяко-разные кружки. За плату, разумеется. Или заниматься сами. Ответственность-то за воспитание и развитие детки ИХ и только их.

Что касается педагогики, то есть масса исследований по обучению и взрослых и детей, которые подтверждают, что лучше всего мы развиваемся и учимся в непринуждённой игровой обстановке. И я вижу результат по моим знакомым деткам. И считать-то они умеют, и песенку споют, и страны перечислят. Всему своё время. Они развиваются каждый в своём темпе. Куда нестись-то?

Ещё одно культурное различие это отсутствие заучивания материала в Швеции. В нынешнее время факты, слова песен и пр можно всегда подсмотреть в интернете. Для счёта есть калькуляторы и разные другие счётные программы. То, чему учать здесь это сопоставлению, сравнению, умению делать выводы и принимать решения. Такое подсильно только человеческом разуму. 

Поэтому-то иностранцы учащиеся здесь, в начале пути часто и не понимают вопросов на экзаменах.  Не понимают, что от них требуется.

Даже из этого коротенького письма видно, что деткам даётся ВЫБОР как делать и что делать, с чем играть, а с чем НЕ играть. Ну и конечно же возможность совершать ошибки и учиться на них. 

На мой взгляд, просто замечательно. От чего расстраиваться-то? От того, что нет кричащих воспитателей и армейских требований? Ну нэ знаааааююююю...

Тот, кто хочет почитать о впечатлениях родителей маленьких деток, добро пожаловать в блог МамыКошки

А может здесь есть и другие мамы-папы со своими впечатлениями? Не поделитесь ими? 

18 kommentarer:

  1. У нас обычный коммунальный сад на 6 групп. Садом я более чем довольна.

    Развивающих занятий масса: рисуют, лепят, клеят аппликации, выкладывают мозаику, собирают бусики, делают поделки из природного материала, собранного собственноручно. Воспитатели накрывают столы с материалами, приглашают не раз и не два, предлагают попробовать, если дети все же не хотят - не заставляют.

    Кроме того, работают с проектами Naturfenomen, у младшего, например, сейчас тема "Вода". Чего только не делают: и кубики цветного льда замораживают, потом чтоб растворять, и объемы-меры изучают, и всяко-разные опыты ставят. Помимо физики-химиии-математики чистой воды это ж еще и так классно - поплюхаться от души в воде! Где ж еще такое счастье привалит.

    Книжек - масса, в т.ч. на русском (вспоминаю свой сад, когда мне не давали читать, а отправляли играть с куклами). Моих двоих из всего сада водят в библиотеку, где с ними занимается русский педагог.

    Ходят на прогулки в лес, парки, другие детсады (для смены обстановки и чтоб проведать свою старую воспитательницу, которая перешла в другой сад).

    Катаются на санках, велосипедах, играют в банди, много бывают на свежем воздухе.

    Спали всегда сколько хотели, пока старший сам уже не отказался. Кстати, это обычно сами родители просят не укладывать днем детей, чтоб вечером их быстрей уложить.

    Учат счет, буквы, формы (я сама на контроле в BVC удивилась всему, что мой ребенок на шведском знает, о чем я даже не подозревала). Даже мой двухлетка уже не только русские буквы знает, но и шведские, которым я его дома не учила. Занимаются на компьютере.

    Знают много песен, любят танцевать ( и в садике, и дома).

    Никто ни разу с проверками не звонил, схему занятости от нас не требовали.

    Хороший просторный двор, в помещениях все находится на детской высоте, много игрушек, разных костюмов для переодевания, интересных материалов, алфавит, большая карта на стене. По которой они уже много чего рассказывают. Например, где какие животные живут, или чьи родители откуда родом. И флаги стран (мой свой флажок везде узнает и даже порядок цветов в нем не путает, в отличие от меня)))

    Может, это нам просто так повезло?

    Но самое главное для меня не это. Я не ставлю в задачу садика научить моего ребенка рисовать в различных техниках. Мне гораздо важнее комфортный психологический климат. Я знаю, что их там не будут унижать и обижать (привет моему детству). Что там с ними разговаривают как с людьми. Я вижу, с какой радостью они туда бегут, какая теплая атмосфера у них в группе.

    P.S. Я вовсе не идеализирую Швецию, но если выбирать между нашим ДС и шведским, я б безусловно выбрала шведский.

    О шведской школе у меня не такое радужное мнение, но оно сложилось пока только по наслышке, у нас еще есть годик до приобретения личного опыта. Будем решать проблемы по мере поступления. Хотя и не обязательно, что они появятся. Посмотрим.

    SvaraRadera
    Svar
    1. О как интересно! :-)) СПАСИБО Вам огромное, что так подробненько рассказали о деткином садике.

      Мне тоже кажется, что умения дело наживное, а вот душевное состояние потом очень сложно исправить, если деток затуркают в раннем возрасте.

      Кстати, я тут поспрашивала взрослый народ, который ходил в русский садик. Так вот то, что эти люди не любили, это дневной сон и танцы-пляски. В таком случае, может детки и не будут скучать по этому в шведских садах.

      Radera
  2. Anonym16/4/13

    А я до сих пор с удовольствием вспоминаю свой детский сад в России - очень там было классно! Про шведские садики тоже кое-что знаю, была там на "экскурсии" с соседкой, а две мои приятельницы работали там (одна продолжает). В основном мнение положительное, хотя, конечно, кое-чем всегда найдутся недовольные. Нет в мире совершенства, к сожалению! Насколько я поняла, схему занятости требуют у тех людей, кто сидит на социале (видимо, чтобы не расслаблялись). А когда люди сами оплачивают садик, никто ничего не проверяет, может быть, только из-за того могут проверить, что мест в саду не так-то много, некоторым приходится ждать.

    SvaraRadera
    Svar
    1. Требуют не схему занятости, а схему посещёния садика. Но схема должна быть обоснованной.

      Radera
  3. Расскажу пару моментов как Отец двух сыновей-я больше с организационной точки зрения.
    1. По поводу работы и посещения. Всё зависит от Коммуны, но разрешается максимум 15 часов(в Стокгольме насколько знаю 20), если не работают один из родителей. Если родитель или один из детей болеет, то второй может ходить в сад на полное время. Так же ребёнка можно отводить в сад, если требуются какие либо посещения Врача, FK, Агенства по безработице и т.д.(магазин не считается)

    Оплата садика идёт из расчёта на доход семьи до уплаты налогов. Обычно 2-3% за первого, чуть меньше за второго и т.д. Но есть максимум, обычно в районе 1600 СЕК. Полная стоимость садика где-то в районе 5-6кСЕК на ребёнка, но часть компенсируется коммуной взамен того, что родитель работает.

    У нас в саду обязательна дождевая одежда(похожа на рыбацкий комбинезон) и резиновые сапоги с весны и до осени, потому что дети в Лужах/грязи могут играть очень серьёзно(Вплоть до того, что пришлось садовым шлангом сбивать грязь, чтобы сесть в машину)

    По поводу умения и навыков- система Швеции подходит не для всех деток, но если родители активны, то всё решается. Например, сын неправильно держал кисточку/ручку- от этого быстро уставал и забрасывал. В садике в этом проблему не увидели. После недели занятий дома именно по этому вопросу ребёнка от бумаги с красками не оторвать. То же самое с ножницами.

    То есть я считаю истина где-то посередине.


    SvaraRadera
  4. По отсутствию музыкального и спортивного залов в саду мы не страдали. "Мама, тут никто не кричит." - было первое впечатление моего ребенка после шведского детсада. Мой ребенок кричать перестал примерно через год пребывания тут, раньше постоянно перекрикивал детей и персонал. Сейчас так не делает.

    Схему спрашивали, но никто не проверял и никуда не звонил. Все устно. Мне это тоже кажется не совсем удобным, что ребенок в определенных случаях не может посещать сад, хотя все оплачено. Но дело в том, что мы, родители, платим хорошо если десятую часть от реальной стоимости содержания ребенка. Остальное доплачивает коммуна. И такие странные на наш взгляд правила обусловлены экономией - персоналу не надо платить зарплату в те периоды, когда по мнению законодателей ребенок может получить уход дома. Т.е. экономятся наши с вами деньги. Это, я считаю, очень хорошо.

    На самом деле все правила содержания ребенка в детском саду прописаны на страничке коммуны, и если их прочитать, то не должно быть сюрпризов и недопонимания для родителей.

    SvaraRadera
    Svar
    1. Ириш, а что Вы хотели бы видеть в садике, чего там пока нет? И что Вам как маме нравится больше всего?

      Radera
    2. У меня сейчас ребенок ходит в продленку при школе, но не сильно она от сада отличается. Хотелось бы, чтобы они там уроки учили и преподаватели были построже. А преподаватели есть разные. Постоянные работники строгие, но есть и много почасовиков, они ну очень лояльные и нетребовательные к детям. Опять же экономия-экономия.

      Нравится уважение к детям, воспитание в детях уважения к другим. Толерантность. Много чего нравится.

      Radera
  5. Наш ребенок ходит в частный садик, но система оплаты такая же, как описал Nikita, т.е. от дохода родителей, только есть в нашей коммуне дополнительный бонус ;) - ребенок старше 3-х лет может посещать садик до 20 ч. в неделю бесплатно, независимо от того, работают родители или нет. На детей младше 3-х лет, к сожалению, это правило не распространяется.
    Дальше, если один из родителей не работает, то также ребенка не берут дольше, чем на 20 часов в неделю. Плюс конкретно в нашем садике по пятницам могут приводить детей только родители, которые оба учатся или работают в этот день.

    SvaraRadera
    Svar
    1. А как Вашей детке там нравится? А Вам, как маме?

      Radera
    2. Наша детка еще очень маленькая - ему всего полтора года, но мнение свое по поводу садика имеет. На вопрос: "В садик пойдешь?" всегда четко отвечает: "Да!" и бегом бежит одеваться.
      Ходит с удовольствием. Есть свои воспитатели-любимчики, подружки и друзья. Бывает так, что забрать не можем, бегаем за ним полчаса по группе!

      Мне что-то нравится, что-то нет... Но мы стараемся находить компромиссы. Вроде, пока удается. ;)

      Radera
    3. Как хорошо Вашей детке :-)))

      А в мире всегда так, что-то нравится, а что-то нет. мдеалов не бывает. :-)

      Radera
  6. Я тоже на сад не жалуюсь, моя дочка там многому научилась. Физкультурный зал не нужен, если дети много времени проводят на свежем воздухе, на прогулке или на детской площадке. А песни моя дочка поет на трех языках, хотя никто никогда с ней их специально не разучивал.

    http://3jazyka.blogspot.se/

    SvaraRadera
    Svar
    1. От СПАСИБО Вам! :-))Срочно принимайте две медали: одну за то, что тута объявились, а вторую за то, что так много пишите о своих детках в блоге.

      Многим новоприбывшим мамам странно и страшно от того, что нет привычных им вещей и поэтому повляется ощущение, что "всё плохо". На самом деле что-то просто по-другому.

      Radera
  7. Здравствуйте, как нам быть? Муж учится и работает. Я собираюсь пойти на курсы SFI (40 часов в неделю) сразу же после того как отдам дочку в садик. Скажите, как с нами поступят, возьмут ребенка на весь день или нет? 1годик! )) Буду очень благодарна за ответы))

    SvaraRadera
    Svar
    1. Доброе утро Ками! :-))

      Вы принесёте в садик справочку из школы в какие часы Вы занимаетесь и исходя из этого Ваш ребёнок и будет посещать детсад.

      Не забудьте только, что какое-то время вначале день у Вашей дочи будет укороченным всвязи с привыканием. И Вам там тоже надо будет находиться в этот период.

      Radera
    2. Огромное спасибо, теперь все ясно!))

      Radera
    3. Ну и замечательно! Учитесь спокойно! :-)))

      Radera

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...