2013-03-24

Искусство принимать решения

Вы, наверное, хорошо владеете этим искусством, а я вот пошла послушать как это делать лучше.

Лекцию читал автор только что выпущенной книги "Chef, ledare, coach" (Шеф, лидер, коуч), Bengt Kallenberg. Книжечка эта является пособием по успешному практическому лидерству. В ней рассказывается о принятии решений, коучинге, умении выражаться чётко и ясно, управлении страхами, самосознании, постановке целей и коммуникации. 


Пока я рассказываю, вы уже сейчас можете подумать чего шефы боятся больше всего. А потом мы сравним ваше мнение с действительностью.

Это сейчас Бенгт коуч и владелец предприятия, а лет 7 назад он работал инженером на хорошей работе с роскошной зарплатой и на большом стабильном предприятии. Ничего не предвещало беды, но на свою голову он решил переквалифицироваться в коучи.

Как наши женщины тутже пошутили "Инженер это диагноз".

И вот после нескольких лет учёбы и работы с лидерами предприятий/шефами, он собрал свой опыт в ету книжачку. 

Я тут не смогу доложить все нюансы этого искусства, только самое основное. Кому интересно, могут купить книжечку и там подчитать детали.

Надо сказать, что всё, что я счас напишу базируется на самых настоящих исследованиях о нашем мозге.

Первое и самое важное. 

Все мы изначально запрограммированы на:
- безопасность (trygghet)
- минимальные вложения и в то же время получение большого результата
- краткосрочное поощрение

1. Безопасность (trygghet)
Все изменения и необходимость принятия решений для нас опасность. Ну и соотчественно стабильность и стоячее болото безопасны. 

И как только в нашей жизни что-то изменяется мы тутже включаем поротую жопку, то бишь импульсивную лимбическую систему, и используем принцип убегать или сражаться (fight or fly). Тот, кто чаще всего "убегатт", верещит "нет, нет, нет, нет, нет, никогда", а наоборотки "да, да, да, да, да, как хорошо". 

Внимание вопрос! Что ВЫ делаете чаще всего?Убегаете или сражаетесь?

2. Минимальные вложения и в то же время получение большого результата

Мы НЕ хотим работать долго и нудно, поэтому мы верим во все чудодейственные таблетки, лотерейки и манну с неба.

3. Поощрение как можно быстрее

И конечно, мы не можем ждать. Нам надо всё здесь и сейчас. Хотяяяяяяяяяя, в Швеции родители тренируют детей в ожидании... "Подожди, вот когда гости придут, тогда мы сядем за стол..." И надо сказать преуспевают в этом очень хорошо.

Когда-то давно я читала один научный труд, гда выяснилось, что дети из рабочих семей не умеют откладывать поощрение, читайте учиться 5 лет в институте. Они хотят зарабатывать сразу. А детки родителей с высшим образованием уже с детства знают, что ожидание поощрения потом обернётся более высокой зарплатой, лучшей должностью и прочими благами. 

......

А ещё, как вы уже догадались, мы включаем голову и начинаем её мучить. Ну там искать информацию, спрашивать друзей/знакомых/родственников/интернет  как они решили ту или иную проблему, какую купили машину, как выбрали страну проживания и пр. 

Мы выискиваем все "за" и "против", плюсы/минусы, параметры, цены, объёмы и пр и таким образом перегружаем свой замечательный инструмент.

И что получается?

- все эти поиски, взвешивания, размышления, разговоры требуют колоссального количества времени и сил
- риск того, что мы отложим принятие решения, увеличивается
- у нас наступает умственное переутомление
- мы вообще не принимаем никакого решения
- на нас влияют ошибочные источники ( то есть мы ищем подтверждение нашим мыслям, а не противовес)
- максималисты никогда не будут довольны решением, потому как они уверены, что всегда есть ещё лучше, чем то, которое они приняли

Кроме этого существуют и другие психологические параметры, которые сдерживают принятие решений. 

- А вдруг я пожалею... 
- А вдруг я приму это решение, но потом потерплю фиаско
- А что люди/родители/начальник/сослуживцы/друзья скажут?
- Это будет несправедливо....
- Меня не будут любить/уважать
- Это большая ответственность
- Я потеряю свой статус
- Страх использовать ту силу, которая есть у того конкретного человека.

Внимание вопрос! А какой страх больше всего свойственен ВАМ?

Что ещё может повлиять на принятие решения?

- Болезнь
- Еда
- Уровень сахара в крови (у голодного человека он ниже)
- Уровень серотонина
- Недосыпание
- Стресс
- Алкоголь и наркотики
- Отсутствие регулярных физических нагрузок

Вы, наверное, и сами заметили, что когда вы больны/голодны/невыспавшись то очень легко принять первое попавшееся под руку решение. 

Поэтому пословица "Утро вечера мудренее" образовалась не на пустом месте.

Ну и напоследок...

А как вы думаете, как можно определить правильность решения? И можем ли мы вообще принимать правильные решения?

24 kommentarer:

  1. Anonym24/3/13

    Здравствуйте, Николь!
    Как всегда, есть повод задуматься... Спасибо Вам за это!
    Что касается меня, то я приветствую перемены, уверена, что "Всё, что ни делается, делается к лучшему".
    Меня в основном сдерживает страх потерпеть фиаско.
    Правильность решения определяется результатом, т.е. получили ли мы то, что хотели? И, конечно же, правильные решения мы можем принимать.

    SvaraRadera
  2. Доброе утро, солнце! :-))

    Вы прям как оно, раненько встаёте и "всех будите". :-))

    Ага...Поводов задуматься у нас очень много. Только невсегда у нас есть для этого время и/или желание. А тут всё в одном флаконе.:-))

    "Страх потерпеть фиаско", говорите? Тады вот Вам "домашнее задание", которое совсем необязательно выкладывать здесь.

    1.Что Вы потеряли, от чего отказались, что не осуществили из-за этого страха?

    2. И как Вы сбираетесь с ним договариваться в будущем?

    Да, я соглашусь с Вами, что "правильность решения определяется результатом". А если результат будет виден только лет через 5-10, а Вам нужно принять решение сейчас? Откуда человек знает, что оно правильное?

    А про шефские страхи ничего не хотите рассказать? :-))

    SvaraRadera
    Svar
    1. Anonym24/3/13

      Ой, извините, если кого-то разбудила! Люблю в выходные встать пораньше и в тишине и одиночестве попить кофе с Вашим блогом...
      А теперь отвечу на Ваши вопросы:
      Из-за страха потерпеть фиаско, я очень много лет просидела на надоевшей и неинтересной работе, т.е. я вакансии посматривала, но так никуда резюме и не послала! Думала, вдруг не возьмут, а эта работа проверенная, хоть и бесперспективная. Итог: потеряла время, а работа все равно теперь другая и мне очень нравится!
      Теперь я боюсь с подобными страхами по принципу "глаза боятся, а руки делают". Принимаю для себя решение и приступаю к действию (всё тщательно распланировав и разбив на этапы).
      Естественно, на данный момент никто не знает, правильное решение принято или нет, будущее покажет! Здесь тоже, я считаю, главное, действовать по плану, и, если что-то идёт не так, вносить корректировки и всё. Другого пути я не вижу.
      Насчёт шефских страхов могу только высказать своё субъективное мнение, т.к. никто из шефов со мной честно-откровенно не делился. Я думаю, что прежде всего они боятся обанкротиться, а ещё боятся переплатить своим сотрудникам.

      Radera
    2. От умничка Вы какая, Катюш!

      Ну тогда я могу спать спокойно и знать, что Вы действуете по всем правилам искусства. :-))

      Radera
  3. Утречка доброго!
    Давно заметила, что как только у меня появляется какая-то навязчивая идея или вопрос, мне там и тут вселенная посылает людей-статьи-примеры, как и чего делать)))
    Чего боятся шефы. За всех не скажу, но вот если бы я была шефом, я бы боялась взять Не Того Сотрудника (безынициативного халтурщика в частности), или не суметь построить крепкую рабочую команду, обанкротиться...Вообще, что бы я не делала как шеф, я бы боялась в первую очередь потерпеть фиаско (и это ответ на вопрос №2, чего больше всего боюсь я при принятии решений).
    Далее, убегать или сражаться. Я чаще всего сражаюсь. Потому что включаю рациональный отдел мозга и говорю себе: "Хорошо, Катрюня, вот ты боишься позвонить и сказать по шведски, что ищешь работу. Ок. Скажи мне дорогая, что самое страшное в этой ситуации может случиться? Тебя убьют? Нет. Пострадает кто-то из твоих родных? Нет. Тогда закрой свой трусливый рот и жми клавишу набора!!! Быстро!" Я считаю, что самый мой большой страх - это то, что пострадает моя самооценка. И поэтому стараюсь при любой критической ситуации повторять себе, что моя самооценка зависит лишь от меня самой.
    Правильные решения. Мне мама с детства говорила, какое бы я решение не приняла, оно все равно будет правильным. Даже если оно неправильное в чьих-то глазах, или даже если оно неправильное в моих собственных глазах через 5 лет, то оно все равно было единственно правильным на тот момент. (такая позиция отлично избавляет от чувства отчаяния при осознании своей ошибки. Что сделано, то сделано. Но это вовсе не означает, что над неверно принятыми решениями не стоит работать! Работу над ошибками никто не отменял. Просто не надо купаться в болоте грусти "ах если бы, ах если бы..").
    Как-то так.

    SvaraRadera
    Svar
    1. Добро пожаловать с Вашей "навязчивой идеей"! :-)) Мы тоже в ней завязли :-))

      "Какое бы я решение не приняла, оно все равно будет правильным" :-)) Хорошая у Вас мама однако. Мне тут на днях сказали нечто другое. "Какое бы решение ты не приняла, ты все равно разочаруешься". Кому-то помог и такой вариант.(пожимаю плечами)

      Я совершенно с Вами согласна, что на момент принятия решения мы не можем видеть всех последствий. Это невозможно. И, как Вы и говорите, на тот данный момент оно для нас правильное. А потом время покажет. И если вдруг оно со временем покажется не самым лучшим, то, как здесь говорят, это была плата за учёбу. :-))

      А о шефах я написала чуть ниже...

      Radera
  4. Очень интересная тема, спасибо.
    Мне кажется, что большинство шефов (по крайней мере, на территории бывшего СССР), к сожалению, больше всего озабочены собственными амбициями, нежели делами организации, которую они возглавляют. Больше всего они боятся потерять авторитет (причем, я имею в виду не уважение подчиненных вовсе,а именно тотальное, беспрекословное,рабское подчинение), они боятся недовольных и несогласных, поэтому стараются избавиться от таких, независимо от их полезности. Это не авторитет даже, а, скорее, авторитарность. Этим они дорожат. Они боятся потерять свои доходы, свою власть и те возможности, которые она дает лично для них.

    Что качается крупных, глобальных перемен, я предпочитаю сражаться, а не убегать. Если бегаю, то по мелочи.И я терпелива, я умею работать долго и нудно, чтобы получить результат в будущем (именно в настоящее время этим и занимаюсь). Хотя,большинство людей другие, это точно.

    Боюсь, как и многие, потерпеть фиаско. Потерять то, что имею, и не добиться успеха в другом деле. Остаться ни с чем, в результате. Поэтому, если всерьез ввязываюсь в борьбу, то только, когда понимаю, что у меня есть реальный потенциал. И еще поняла, что все эти размышления, анализы, поиск источников информации не приводят ни к чему, кроме хаоса в голове. Лучшее - враг хорошего. Перфекционизм по сути - это и есть страх потерпеть фиаско. У современных инфобизнесменов есть правило - лучше раньше, чем лучше. Надо просто брать и делать. Учусь претворять это в жизнь. Пока переваривала все источники информации, чуть с ума не сошла. Когда начала делать, все стало постепенно раскладываться по полочкам само.

    SvaraRadera
    Svar
    1. Да, Nelly, Вы совершенно верно подметили. Мы быстро "рубим с плеча" при глобальных переменах и растягиваем решение надолго выбирая цвет помады. :-)) Так оно и есть.

      И да, "Надо просто брать и делать." В этом секрет успешных людей. У них тоже есть сомнения, страхи и пр, но они на них не зацикливаются, а потихонечку продвигаются к цели.

      Очень Вы мудрый человек!

      Radera
  5. Добавлю еще один фактор на принятие решений. Люди, которые рождались "легко" с меньшими осложнениями, легче идут на риск и быстро принимают решение. Тяжелые роды оставляют след на гибкости нервной системы. Доказано на моих близких.

    SvaraRadera
    Svar
    1. Может так оно и есть. Только вот способность идти на риск и принимать решения быстро важны далеко невсегда. Усё должно быть по ситуации. Вона, наши экономисты не ходили на Кипр за риском и теперь спять спокойно. :-)))

      Radera
  6. Здравствуйте, Николь и Ваши читатели:)

    Я не отделяю ни себя от шефов, ни шефов от себя, ибо в основе своей- все мы равны, потому что - люди. Поэтому, мой ответ будет от первого лица, но по моему сугубо личному (подчеркнуто) мнению,касаться всех.

    Каждый человек боится потерять свою значимость. И все решения или перемены пропускаются через решето этого термина. Если эти перемены/решения не меняют мою значимость- приемлемо. Нет, значит, нет.

    Что я делаю чаще - сражаюсь или убегаю. Думаю, что это будет примерно 50/50, хотя, хочется написать, что сражаюсь чаще. Но это - неправда.
    Ибо только целесообразность сражения может сподвигнуть меня на это. (Опять же, что бы без потери собственной значимости)

    Собираю ли я информацию о чем-то, что становится мне интересно или важно. Да, безусловно. Если на уровне подсознания я уже приняла решение "ЗА", то информация будет подбираться та, которая подкрепляет мою уверенность в правильности выбора.
    Если "ЗА" еще не сформировалось, то информация будет подбираться как за, так и против этого решения. И тогда уже будут вытаскиваться весы и подсчет рисков и выигрышей будет с карандашиком и бумагой.
    В любом случае, 90% решений мы делаем не разумом, а чувствами.

    Кстати, при знакомстве с человеком,у меня всегда остается такое замечание о нем- в каких случаях я спрошу совета у этого человека? Поэтому,я точно знаю что у кого спросить.

    Спасибо:)

    SvaraRadera
    Svar
    1. От СПАСИБО Вам! Какой Вы гармоничный человек! :-))

      Radera
  7. И я, и я, и меня возьмите! вот я когда была шефом на родине у работодателя в более чем 1000 человек, оч боялась именно, а что люди скажуть и как вытекающее отсюда, что перестану им нравиться. А также, что окажусь не на высоте. Ессно это влияло на скорость и качество принятых решений, ну и раз уж мы здесь честно высказаваемся, мной можно было манипулировать. Сейчас я собственный предприниматель и шеф для двух, иногда трех человек. И ведь жить стало гораздо легче. и приятнее! Видимо, мы с предыдущей работой друг другу не подходили. Или я до нее в то время не дотягивала. А что-то в жизни поменять, это я обожаю до дрожи в коленках. Например, за последний год, я впервые в жизни занялась бизнесом, впервые в жизни вышла замуж и родила девочку - это только из крупного, а ещё по мелочи полно.

    SvaraRadera
    Svar
    1. Эк вы размахнулися-то! :-)) Хорррошие доказательства любви к переменам :-)))

      А про страхи начальников мине сказали вот что.

      Русские начальники, помимо того, что вы все уже упомянули, они...
      - боятся показаться слабыми руководителями и поэтому жмут изо всех сил
      - боятся потерять свои бонусы
      - боятся, что кто-то подсидит
      - ну и что примут неправильные решения. Не хотят они нести ответственность за них.

      Шведские же начальники..
      - боятся неопределённости при принятии решений
      - очень им не любится увольнять народ
      - совсем-пресовсем не хотят показаться бесчувственнными или самодержцами
      - им крайне неприятно критиковать подчинённых
      - ну и разумеется боятся разоблачения как незнающие

      Найдите три отличия, так сказать :-))

      Radera
    2. интересно, начальников какого уровня сравнивали? Газпрома и.... Или небольшой частной типографии и...?

      Radera
    3. Я не знаю сравнивал ли кто их по всем правилам искусства...Мне рассказали про шведских начальников, а я потом поспрашивала русских знакомых начальников. Научные изыскания может быть появятся со временем.:-)

      Radera
    4. понятно. Опять средняя температура по больнице :)))
      И снова в чью-то пользу :))

      Radera
    5. У средней температуры тоже есть свои функции. Например, люди могут обнаружить, что они неодиноки в своих страхах. То есть это не они .....(вставить нужное слово), а чисто человеческие замутки. Тут сразу и полегчать может.:-)

      Radera
  8. Рискую выглядеть примитивно на фоне таких профессиональных и мудрых комментариев, но... эх-х-х! рискну )))
    Каждый человек неповторим и особенный. Поэтому универсальных стратегий быть не может априори. Каждый в принятии решения ориентируется на свой опыт, свое видение конечного результата и методов его достижения. Но по моему глубокому убеждению, никогда не будет разочарован человек, который главной своей целью поставит радость от самой деятельности. То есть схема "Сейчас я помучаюсь и других помучаю лет эдак 5-7, но зато потом заживем" всегда принесет разочарование. Даже при достижении ожидаемого результата, всегда будет в памяти какой ценой я этого достиг, сколько раз себя или других поломал ((
    И другая схема - "Мой путь к цели будет интересным и радостным и для меня, и для моих спутников (подчиненных, членов семьи...)". Тогда даже если не достигнешь желаемого результата (финансового, карьерного и тд.), то всегда душу будет согревать память о таком замечательном пути, радостном и интересном. Ибо жизнь - это не результат, это путь )))
    Да и по логике жизни, и справедливости вселенной, - хороший результат ОБЯЗАН БЫТЬ у человека, который радуется жизни и помогает радоваться другим. Вселенная поощряет таких солнышек )))
    Спасибо, что прочитали. Я желаю Вам счастья <3

    SvaraRadera
    Svar
    1. Какой человек к нам заходит-то! :-)) Склонный к риску..:-))

      Спасибо за Ваше мудрое решение, Aliona, написать комментарий.

      Действительно, так оно и есть. И результат лучше, и жизнь веселее, когда люди фокусируются на самом процессе. И на обоюдной "выгоде".

      Radera
    2. Nicole, спасибо за пищу для размышления. Качественную и вкусную))

      Radera
    3. Всегда пожалста! :-)))

      Radera
  9. Позволю себе оспорить некоторые утверждения (из собственного опыта).
    Я тоже "немного" босс))). Я архитектор, в моем подчинении группа из 5-и человек. При приеме сотрудника на работу я боялась упустить время! Если что... его работу придется переделывать. Увольнять тяжело, но это решение вымученное поэтому уже нет сомнений что оно правильное. Убегаю или сражаюсь? Если есть ради чего - бьюсь до последнего. Если нет - зачем ломать копья?
    На что все мы запрограммированы - безопасность - согласна на 100.
    Минимальные вложения. Если рассматривать трудовые вложения, то не согласна - все зависит от заинтересованности (в моей профессии во всяком случае), поощрение - бывало что и бесплатно работала (конкурсы и т.д.). На мой взгляд, принять наиболее правильное решение можно отложив его на максимально допустимый срок, тогда решение приходит само и оно оказывается правильным (может фактор стресса). А самое ценное в жизни - это время. Оно все расставляет по местам, и его нельзя остановить )))

    SvaraRadera
    Svar
    1. Хмм...Я не вижу предмета для оспаривания.:-)) В списке были самые распространённые страхи, но есть и много других.:-))

      А поощрение совсем необязательно выражается в денежном эквиваленте. Победа на конкурсе, работа в команде и пр может дать намного больше удовольствия, чем деньги. :-)

      Radera

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...