Это после того, как я написала о том, что на западе считается, что русский чоловик к командным работам како-то не особо приспособлен. Об этом пишут в зарубежных книжках и разбирают как отдельный феномен.
Ну и вот какое-то время назад Бог сжалился надо мной, взял за ручку и довёл до книжной полки в другой комнате, где жило очень хорошее объяснение. Я вот вам счас расскажу и разложу всё по полочкам, а вы тогда посмотрите, чего вам или кому другому может не хватать.
Как всегда, все счастливые команды счастливы одинаково. Они показывают хорошие результаты, людям нравится работать друг с другом, все знают свои обязанности и берут за них ответственность, настроение замечательное и деньги сыпятся на головы, как манна с небес.
А вот в группах, где нет командного духа, существуют следующие проблемы.
1. Проблемы с целью
2. Проблемы с ролями
3. Проблемы с процессом
4. Проблемы в отношениях
1. Проблемы с целью случаются, когда не все члены команды поняли или согласились с поставленной целью/целями или с приоритетами. И к тому же в группе нет стратегий для устранения возможных конфликтов при разногласиях.
Шоб не ходить далеко за примером, везьмём обычную семью: папа, мама и детка. Ну или скоко вы хотите деток.
Так вот, порешили они скажем сначала навести чистоту в квартире, а потом поехать на пляж
/ к бабушке/в музей. Папа с мамой вроде как остановились на этой очерёдности, а вот детки уже в самом начале могут заголосить "А почему мы сначааааааала не можем поехать на пляж/к бабушке/в музей? Почему надо всегда убирааааать? Это скуууууучно." Налицо явный конфликт интересов, да? И как он в большинстве случаев разрешается в семье, если нет готовности к решению? Ага. "Я тебе сказал/-а...."
Непонимание цели может выразиться в том, что наведение чистоты для папы - это вынос мусора. Для детки - посадить две мягкие игрушки на полку. А вот для мамы это может означать что-то соооооооовсем другое.
2. Проблемы с ролями это просто напросто взаимные ожидания членов команды относительно друг друга. Например, мама ожидала, что папа сделает то-то и то-то, а ребёнок займется тем и тем. Вопрос в том, были ли эти ожидания проговорены? Может папа думал себе что "вынесу мусор и на этом мой вклад закончен". А если они были проговорены, согласился ли он с ними? Если нет, то опять мы имеем что? Да, конфликт интересов.
3. Проблемы с процессом.
Тут всё очень просто. Они обязательно обнаружатся, если неясно как принимается решение, кто его принимает и когда. Ещё один фактор - коммуникация между членами команды. Срабатывает ли она? Кто, кому, что и когда говорит?
Если продолжить пример с семьёй, то тут должен возникнуть вопрос: "А кто принял решение об уборке и поездке и как?" Участвовали ли в этом дети? Все ли взрослые высказали своё мнение или это было единоличное постановление? Как узнали дети что им предстоит делать? Есть ли у них возможность отказаться или вести переговоры?
4. Проблемы в отношениях
Тут хорошо бы посмотреть на то, КАК члены команды относятся друг к другу. Понимаются ли и принимаются ли индивидуальные нужды членов команды? Имеют ли в ней место похвала и положительная оценка работы? Есть ли у членов команды доверие друг к другу? Например в том, что человек сделает своё задание хорошо и его не надо контролировать?
Ну и конечно, любопытные учёные посмотрели откуда же растут ноги у этих проблем. Чо оказалось?
Основная нога, оказывацца, отсутствие или недостаточное доверие между членами команды. И этот фактор основополагающий для функционирования команды. Но! Доверие член команды получает только когда он доказал, что на него можно положиться.
У команды, где члены не доверяют другу другу, есть огромная слабость. И дефицит доверия возникает если члены команды не осмеливаются показать, что они ранимы, то есть что помимо сильных сторон у них есть и слабые. Боясь этого они не действуют в открытую, опасаясь что это может использоваться против них.
Отсутствие или недостаточное доверие ведёт к боязни конфликтов. То есть никто из членов не готов к открытому и честному диалогу. Вместо этого несогласие прячется или сглаживается. Члены команды только создают видимость согласия и впечатление хорошо работающих команд.
Боязнь конфликтов ведёт в свою очередь к отсутствию чувства долга, неясным и расплывчатым решениям и соответственно низкой мотивации.
И что будет в этом случае, когда люди не чувствуют свою ответственность, не имеют чётких представлений о своих обязанностях и недвусмысленных критериев для оценки результата? Да-да-да-да-да...Их практически невозможно привлечь к ответственности. Ну и так как они как-то где-то понимают это, то и неособенно стараются выполнить свои задания.
Помните, что вначале я упомянула об изучении русских дилемм и парадоксов? Они касаются лидеров команд/предприятий и выглядят вот так.
Выводы эти сделаны на курсе для русских директоров предприятий. Вот что там написано.
- Недостаточное желание поделиться информацией.
Информированность означает власть: "Если я сохраню информацию для себя, то позже я смогу использовать её для выгодного обмена. Если же я выдам её сейчас, то впоследствии упущу эту возможность."
- Недостаточное желание взять на себя ответственность.
"Если я это сделаю и что-то пойдёт не так, то именно я понесу наказание."
- Недостаточное желание, или его отсутствие, вовлечь работников в процесс принятия решений: "Если я буду советоваться с работниками или вмешивать их в принятие решений, то это будет выглядеть как-будто я не могу или не отваживаюсь принять решение самостоятельно. Это признак слабости и показывает, что я не гожусь для роли лидера предприятия."
- В основе лежит недоверие к вышестоящим, нижестоящим и стоящим на том же уровне: "Каждый принимает во внимание только свои собственные интересы."
прошу разрешения на перепост.
SvaraRaderaÄsch...Да ради бога! Токо шоб вам было хорошо. :-))) Я уверена, что вы знаете, что делаете.:-)))
SvaraRaderaЗдравствуйте, Николь. Про русских директоров предприятий могу подтвердить на собственном опыте...все,что написано в последней части, к сожалению, было присуще обоим директорам. И про неумение работать в команде тоже...могу сравнить, так как сейчас работаю в Швеции в той же компании, как и в России, в таком же отделе и на такой же позиции. На мой взгляд, в России люди не могут работать в команде еще и потому, что боятся хуже выглядеть на чужом фоне, потому, что будет заметно, что работать человек не умеет и не хочет, в команде это более заметно, так как результат зависит от вклада каждого. В Швеции у меня все по другому, в команде 3 человека, двое шведы и я, нет никаких проблем и работать одно удовольствие. Мне кажется, что одна из проблем русских работников это стремление побольше заработать при минимуме умственных и физических затрат. Мне показалось, что в Швеции люди работают не так совсем, нет этой дикой погони за лишней копейкой и безразличия к тому, как ты делаешь работу за ту зарплату на которую ты же сам и согласился, нет нытья, что тебя бедного недооценивают, недолюбливают, не повышают потому, что ты в компании уже целых два года работаешь...
SvaraRaderaМожет это пока у меня розовые очки на глазах, так как в Швеции я всего год и пока язык не выучила.
Спасибо за интересные статьи, нашла много для себя полезного и интересного :-)
Спасибо за ваш бесценный рассказ о собственном опыте.:-)))
SvaraRaderaЯ в Швеции "чуть больше года", но мои впечатления совпадают с вашими.:-)) У меня тоже сложилось впечатление, что люди здесь хотят делать свою работу хорошо. Другой вопрос всегда ли у них это получается, но стремление есть.
Те, у кого несовсем такая з/п как хотелось бы, находят удовольствие в работе с хорошими коллегами, например. Или в том, что они могут развиваться на работе. То есть смотрят больше в солнечную сторону. Ну и конечно берут ответственность за то, чтобы любили, ценили и пр.:-))
А что бы вы, с вашим опытом, посоветовали вновьприбывшим для успешной работы в команде здесь?
спасибо, перепост здесь
SvaraRaderahttp://bastrakof.blogspot.com/search/label/%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81
там еще несколько подобных историй, но без указания персоналий. :-)
Вот и чудесно!:-)))
SvaraRaderaНенавижу работу в команде и все эти мантры про командный дух. Предпринимательство рулит! Успешно тружусь на ниве перевода разного, вкл. официальный (в Финляндии, правда. Но это дела не меняет - общего много, а блог в целом близкий по духу, за что большое спасибо). Нет, конечно, для успешной работы надо прислушиваться к пожеланиям клиентов, и вообще это работа с людьми и обслуживание клиентов со всеми вытекающими. Но с годами мне все меньше хочется вливаться в команду и стройно шагать куда-то в соответствии со стратегией, миссией и девизами условной фирмы, а все все больше нравится отвечать за себя. При предоставлении качественных услуг - работы непочатый край, а начальства ноль. Имхо: это прекрасно!
SvaraRadera:-))) Ну и ладно! Не любите так не любите. Но вот и предпринимательство ведь тоже требует команды. Сам со всем не успеешь. :-))Но её можно строить исходя из собственных потребностей. Здесь тогда свобода, да.
SvaraRaderaМне тоже как и вам не нравится работать в плохих командах, а вот в хороших - одно удовольствие.
а мне обидно! Я ведь тоже- русская. Значит, я тоже "под эту гребенку" подстрижена?
SvaraRaderaУмеют русские работать в команде. Только вот, понимание команды чуть отличается и команды у нас иногда слишком большие. Все же, другая культура.
Да и бюрократия российская- длеко не то же,что в Швеции. У многих отобъет желание быть "членом команды".
Возражать против постулатов приведенного исследования бессмысленно, т.к., скорее всего, исследовались крупные корпорации,в которых -"чем дальше в лес, тем толще партизаны". Но ведь и другие предприятия, в коих небольшое количество сотрудников, существуют на российском рынке весьма успешно. Просто все. Чем меньше "команда", тем заметнее вклад или безделье каждого. А в большой компани "затеряться" легче. Впрочем,как и выделиться.
Хммм...Вы конечно можете обидеться, Natalie, а можете и пропустить это мимо ушков. Выбор ВАШ!:-))Разговорчик-то не вёлся о вас лично, а об основной тенденции. А она таки-да, есть.
SvaraRaderaИ я с вами соглашусь, что понятие работы в команде может разниться и зависит от общей культуры. Да и культура работы тоже отличается. И дело тут несовсем и невсегда в размере предприятия. Ту же особенность отмечали и простые жители и начальники маленьких отделов. Дело, как уже говорилось выше, в доверии, наличии/отсутствии личной ответственности и желании работать в команде. Далеко не все к этому готовы. "Лучче сам/сама сделаю...Хочу шоб было по-моему":-))
Николь,спасибо за прекрасный пост!Очень нужный,главное!
SvaraRaderaЯ как раз с одной женщиной (84 года) книжечку готовлю на эту тему.Лет 10 уговаривала написать об её опыте работы руководителем.Сейчас приехала к ней,читаем рукопись.Она была коммунисткой и руководителем в Советском Союзе.Вот у неё всегда была команда.Вернее,она умела создать команду.Эта команда состояла из людей разного возраста,образования,характеров.И общаются до сих пор,тянутся к ней люди...
Меня поражало,как она могла быть требовательной,объединять людей,говорить о недочётах,но не обижать.Умела зажигать людей идеей и приводить к цели.
Прочитала ей Ваш пост.Обсудили,пришли к выводу,что она доверяла и ей доверяли.Вот,оказывается,в чём секрет!..Спасибо,Николь!
Если бы о таких людях рассказывали,жизнь в России не казалась бы такой страшной.
И сегодня есть такие люди,но у нас в СМИ,на ТВ рассказы про ужасы и хитрецов.Поэтому страна-команда выглядит как банда без совести.А что на самом деле,какая Россия-команда?..Доверия нет у людей друг к другу-это вывод многих исследователей.
С уважением Ольга.
Спасибо Ольга, что подтвердили мою информацию практикой вашей приятельницы. Так и я про что, много чего и кого есть хорошего, приятного и радостного. Надо, как вы и говорите, это и поднимать на страницах газет и на телевидении.
SvaraRaderaНу какая будет страна/команда/семья, если только о чернухе рассказывать?