Ровно год назад я была на лекции о нашем любимом мозге. И разумеется собиралась написать о всяких интересных фишечках. Спустя год, я обнаружила, что до сих пор этого не сделала. Наложилось что-то другое, более интересное или необходимое. Но теперь вот всё-таки пришло время.
Так вот. Что нового учёные узнали о нашем обучении? Они пришли к выводу, что
- наши индивидуальные карты в головушках определяют нашу действительность. У кого-то из нас правильная дорога ведёт на север, а у кого-то на юг. Ну и соответственно каждый пойдёт в свою сторону в действительности. Хотя карта может быть ошибочной у обоих, так она не имеет ничего общего с действительностью.
- кнут и пряник не срабатывают, если человеку надо чему-то научиться. Это на заметку родителям и начальникам. Ваш ребёнок или подчинённый не научится ничему, если вы действуете таким образом.
- осознание необходимости обучения чему-либо совершенно недостаточно. Оно должно быть дополнено личной ответственностью.
Ну вы сами понимаете, что жизнь в своей голове с большим отрывом от действительности, задача неблагодарная и даже опасная. И лучче бы всё-таки когда-никогда выглядывать из своего теремка и смотреть что происходит на белом свете.
То, что жизненно важно при приближении индивидуальной карты к действительности - это осознание того, что происходит на самом деле. Но! Сближение происходит намного быстрее, если мозг приходит к этому выводу сам. Чтобы долго не мучать вас теориями приведу простенький пример.
Вот вы жили-жили, например, и полжизни думали, что у вас нет никаких способностей к математике. Ну так бы и умерли с этим убеждением, если бы в один прекрасный день вам не надо было помочь ребёнку/соседке/подружке именно в этом. И вдруг, обнаруживается, что на самом-то деле вы много чего знаете и умеете. И математика-то совсем не так страшна.
Но верить вам в это всё-таки не хочется и вы продолжаете отбрыкиваться и утверждать, что это было только один раз, да и то это было легко, и вовсе вы не математический гений и пр.
А дело-то оказывается в том, что все изменения в нашем восприятии, в данном случае самого себя, мозг воспринимает как угрозу или как ошибку. Научился он этому давно, когда надо было утром выходить из пещеры и быстро определять не появлялси ли на горизонте враг. Может кака травиночка покосилась или стадо мамонтов оставило свои следы. Или вода начала подступать к пещере, грозя затопить её в ближайшие два часа. Острая нужда в этой компетенции со временем отпала, но вот привычка осталась.
Поэтому изменения в сознании = обучении надо делать потихонечку. Основной принцип повторение + вариация.
Если задерживаться на повторении, то есть на том, что вы уже знаете, то мозгу будет скучно и он займётся чем ни то другим. Вспомните талантливых детей в школе, которые в знаниях далеко ушли от своих одноклассников и им было скучно на уроках. Чем они начинали заниматься? Чем-то, скажем так.
Ну а если нас нагружать только новым материалом, то мозгу будет сложно и он тоже теряет интерес и западает в стресс.
Ну и теперь основное, ради чего я и городила этот огород. В психологии на удивление много треугольников. И вот вам один из них.
Про чо он?
Когда я слышу ваши стенания о том что
- вот занимаюсь/не ем, а весы никаких улучшений не показывают
- команда-позорница не выиграла матч
- язык не учится сколько его не долби
- работа не находится
- оценки низкие а хотелось бы высоких
- экзамен не сдаётся
- что команда должна завоевать столько-то медалей, я уже готова к тому, что медалей не будет. Или будет намного меньше.
В этих случаях я точно знаю, что фокус лежит на достижении результата/-ов. И вот это-то и является основной причиной его отсутствия. Мозг/тело начинает стрессовать, жизнь превращается в долгое и тоскливое ожидание. Короче тоска смертная.
Для достижения же результата оптимальный вариант - концентрация на наслаждении процессом и на познавании чего-либо. Вспомните маленьких деток, которые часами могут возиться с конструктором, играть во что-то, рисовать и пр. Не думаю, что они поставили себе задачу собрать лучший в мире кран, или нарисовать картину достойную Моне.
Их захватывает и доставляет удовольствие сам процесс. Они часто полностью поглощены именно им. И занимаясь чем-то, тренируясь в этом, видя что им надо сделать лучче в следующий раз они достигают результатов. Али как?
Заметьте, что они не делают одно и то же день за днём и год за годом. В их занятиях всегда есть вариации на тему и часто с усложняющим элементом. Повторение + вариации.
А что происходит со взрослыми? Отчаявшись получить быстрый результат, они часто навсегда забрасывают то, что им казалось необходимым и/или интересным. Сколько вот в вашем окружении непохудевших, незащитившихся, недоучившихся, невыигрывших и пр?
И как вы думаете, каков бы был результат, если бы они, например, варьировали бы физическую нагрузку, использовали музыку при занятиях, наслаждались бы природой при прогулке, писали бы диссертацию на тему, за которую они готовы отдать жизнь...?
На сегодняшний день я не знаю своего веса, объёма талии, бёдер и пр. Я выхожу на прогулки или еду в спортзал, потому как меня привлекает сам процесс и то, что я чувствую во время и после занятий/прогулок. К примеру как пахнет свежескошенная трава, как греет солнце, как чувствуется ветер, как и что чувствуется в ногах, руках, спине....
Мой совет, други, забросьте вы свои взрослые закидончики и возвращайтесь обратно в детство, где всё интересно, легко и захватывающе. Посмóтрите что получится.:-)))
Все правильно, Николь! Без получения удовольствия от чего-либо, не достичь высоких результатов.
SvaraRaderaЯ пыталась худеть разными способами (после 40-это трудно), хотя и не была полной. Просто хотелось поддерживать себя в форме.
Не могла себя заставить ходить в тренажерку, бег возненавидела. Скучно все это для меня.
А, вот стала играть в теннис и волейбол,и процесс пошел-худею!)) Теперь тоже не знаю свой вес и объем талии. Просто получаю огромное удовольствие от игры и желаемый результат одновременно.
Лариса.
От! Видели? То же самое разумный человек говорит. Значит незря учёные старались выясняли. Усё так и есть.:-)))
SvaraRaderaСпасибо вам Лариса за ваш пример!:-))
Но удовольствия от нелюбимого дела никак не получить.
SvaraRaderaЭт правда.:-))
SvaraRaderaИ что в таком случае делать?
SvaraRaderaНайти то, что вам по сердцу. От чего оно поёт и радуется. Что вам хочется делать здесь и сейчас, не обращая внимания на могу-не могу, есть время - нет времени. И наслаждаться этим. И всё! Остальное само собой получится.
SvaraRadera