2013-08-12

20-летний юбилей

Сегодня мы празднуем 20-ти летие нашего проживания в Швеции.

20 лет назад мы усаживались на кораблик, который должен был нас увезти в нашу новую страну навсегда. Дети верещали о том, что даже кораблик пах Швецией. Не знаю, как вам кажется сейчас, а тогда действительно был своеобразный запах замешанный на запахе конфет и моющих средств. Может быть сейчас всё сравнялось. 

Разумеется были и пять и десять и пятнадцать лет, но вот двадцатилетие, как мне кажется, особенная дата. Это бóльшая часть жизни моих ребёнков и больше трети моей жизни. 

За это время утекло много воды, полностью разорвались или ослабли какие-то связи, появились новые, изменились жизненные ценности и произошло великое множество событий. 

Мы не переезжаем в другие страны по какой-то одной причине. Обычно их целый ворох и далеко не всегда все они осознанны. 

В моём случае внутренняя подготовка велась достаточно долго. Лет, наверное, 12. А может и больше. Уезжали мои хорошие знакомые и друзья, в Россию начали приезжать иностранцы, образовывались новые языковые курсы и совместные предприятия. И в какой-то момент "ружжо выстрелило". 

Я слышала и читала, что иногда люди "вообще никогда не думали и не собирались, просто так получилось и сложилось", но если копнуть поглубже, то окажется, что какая-никакая "пропаганда отъезда" уже жила в их подсознании какое-то время. Была, так сказать, внутренняя готовность к нему.

Уезжая, я не знала буду ли я приезжать обратно, когда и как часто. В последствии оказалось, что мне было сначала неинтересно ехать в Россию в отпуск, потом некогда, а через какое-то время и абсолютно незачем. И за 20 лет я так туда ни разу и не вернулась.

Решение уехать принялось легко и безо всяких сомнений. ( При такой подготовке-то) Но я всё равно время от времени проверяла его на прочность вопросами к себе и к оставшимся там. И с каждой пятилеткой оно только укреплялось. 

В первое время каждый контакт с русским консульством только подтверждал его правильность. Может быть сейчас всё по-другому, но я этого не знаю, так как не общалась с его чиновниками около 15 лет.

За это время мы стали настолько другими, что даже временное возвращение вызвало бы сильное столкновение миров. Что впрочем и случилось в виртуальном мире после 15 лет минимального соприкосновения.

Как говорит моя сестрица, да и некоторые из моих клиентов, нас видно. Людям сложно определить словами, что именно другое (я усиленно пытала народ на эту тему), но они "нутром" чуют, что что-то "не так". Кто-то говорит, что мы не так одеваемся, кто-то замечает, что у нас "не такие" глаза, а кто-то реагирует на спокойность поведения, что  некоторых с непривычки пугает.

Говоря "мы", я не имею ввиду только нашу семью. Мы - это уехавшие. И как бы мы ни гордились, что мы "остались прежними и нисколько не изменились", это не соответствует действительности. 

Какие-то изменения происходят незаметно для нас, а какие-то мы проводим в жизнь осознанно. 

Я очень хорошо помню ситуацию, когда я решила для себя вопрос гомосексуальных отношений. 

Это был поздний вечер. Дети и муж уже давно ушли спать, а я досматривала 3-х серийный английский фильм. Вот нравятся мне англичане, умеющие ненавязчиво поднять жизненно важные вопросы. В этом фильме поднимался вопрос гомосексуализма. На минуточку, дело было в 90-х годах.

Так вот там маманька убивалась и сгорала от стыда, так как её сын свернул с протоптанной дорожки. Сколько слёз было пролито и сколько пепла было высыпано на её седую голову. 

И вот в какой-то момент у меня в голове родился вопрос "А что бы я делала, окажись я на её месте?" До этого момента я вообще не задумывалась об этом. 

Решение пришло быстро и звучало оно очень простенько. Ни при каких условиях, независимо от того, какая будет сексуальная ориентация моих детей, я от них не откажусь и не буду стыдиться. Они навсегда останутся моими любимыми детьми. И я буду только радоваться их радостям и их любви.

Предупреждая ваш вопрос, сразу скажу. Нет, пока ещё никто из них не объявил о других предпочтениях. Но это не играет никакой роли для меня. У меня есть осознанное решение. 

В какой-то другой ситуации я прочитала о маманьке, которая срочно бежала покупать шапку своему 50-летнему сыну. Он бедненький потерял её по пьянке. 

"Ну вот такой маманькой я быть не хочу",-решила я. Дети должны учиться брать на себя ответственность за свою жизнь. 

Самое интересное, что сейчас в отпуске, я услышала много положительного от Василиски относительно этого метода воспитания. Она чувствует себя сильной и самостоятельной. А не это ли мы хотим видеть в своих детях?

Про изменения жизненных ценностей можно говорить бесконечно. Я никогда не была почитательницей, как некоторые говорят "великой русской культуры". Я считаю, что все культуры без исключения "великие" по-своему. 

Мне, например, очень нравятся норвежская, шведская, японская, китайская... Во всех есть свои плюсы и минусы. Но для меня в них намного больше плюсов.

Когда мы говорим о своей культуре, мы как правило имеем ввиду её видимую часть, вершину айсберга, так сказать. Это прежде всего искусство, язык, литература, архитектура, еда, стиль в одежде. Вспомните сами, про что вы рассказывали иностранцам в первую очередь и что сами замечали в другой стране.

А невидимая часть часто скрыта от нас самих. Какая? Понятие времени и греха, понятие болезни, социально принятое поведение, дружба, изменения, личное пространство, отношения между мужчиной и женщиной, отношения между человеком и природой, отношение к детям, решение проблем, мотивация, обучение, защитные механизмы, работа в команде и пр.

И вот что касается этой второй части, то мне больше импонируют западные ценности. Потому как они базируются на уважении к людям независимо от их сексуальной ориентации и пола, потому как здесь другая культура коммуникации, умение слушать не перебивая, умение вести дебаты, не оскорбляя "противника", умение работать в команде и прррррррррррр. 

Поэтому я решила так. То, что выживет, то выживет. Значит это нужно и в этих условиях. Остальное уйдёт как ненужное и изжившее себя, годное только в других условиях и в другой культуре. Вообще-то решение, опять-таки осознанное, звучало как "Взять наилучшее из обоих".  

Надо сказать, что осознанные решения очень облегчают жизнь. Они задают направление и дают стабильность поведения. "Я так решил/-а и буду этого держаться."  К тому же вы будете развиваться так как именно вы хотите, а не так как Бог на душу положит.

Наш мир меняется постоянно и если кто-то из вас не готов меняться вместе с ним, то вам будет тяжело. Людям, цепляющимся за старое приходится очень непросто при переезде в другую страну.

За эти годы мною было принято огромное количество решений, но сейчас вспоминаются только основные. Одним из них было невмешательство в политику России. 

В первые пять-шесть лет у меня была возможность голосовать, НО. Тут я решила, что я не хочу влиять на политику страны и на жизнь её жителей, живя в другой стране и не собираясь возвращаться. Это их жизнь и их ответственность выбирать тех президентов/политиков, которые подходят им. 

У меня на это нет права, так как я уже сделала свой выбор. Это было бы равнозначно вмешательству в семью бывшего мужа, который тебе уже никаким боком. 

Я знаю, что оставшийся народ выдвигает "железный" аргумент о неблагодарности уехавших. Тебе, мол, страна столько дала, а ты....

Проводя параллель с семьёй, я бы сказала, что во всех отношениях мы даём и берём. И сложно сказать кто дал "больше", а кто "меньше". Точно измерить это сложно. Как граждане какой-либо страны мы тоже отдаём. Деньгами (налогами), временем, работой, здоровьем...Не знаю, как на вас, а на меня этот "аргумент" не действует.

Я очень надеюсь, что вы, кто недавно переехал в другую страну, тоже будете довольны своим решением, собой и своей жизнью после 20-ти летнего проживания в ней. 

А если нет, то вам придётся меняться. Может быть учиться быть благодарным за то, что вы имеете, видеть возможности вместо препятствий и уметь наслаждаться каждодневной жизнью. Остальное приложится.

А что изменилось в Вас или у Вас после 5-10-15 летнего проживания в другой стране?

PS. Леди и джентльмены, надеюсь, что у вас НЕ возникнет желания меня в чём-то переубедить или начать спор на тему Родины. Это совершенно безнадёжное дело :-)) 

24 kommentarer:

  1. Anonym12/8/13

    Дорогая Николь! Поздравляю с 20-летием (очень люблю поздравлять хоть с чем-нибудь)!
    К сожалению, прожила в Швеции всего лишь год, но и он изменил меня в лучшую сторону! Я стала спокойнее и позитивнее. На данный момент я чувствую себя органично, живя в Санкт-Петербурге. Хорошее самочувствие мое складывается из наличия работы, семьи, друзей, возможности свободно путешествовать и т.д. Но Швецию люблю-люблю всем сердцем и прекрасно понимаю, что в имеете в виду под запахом Швеции (я его чувствую немедленно в самолёте, но авиакомпания должна быть SAS, в не "Российские авиалинии", причём на вторых гораздо лучше обслуживание, но Швецией не пахнет!)
    Как я рада, что вы добились таких успехов в жизни! Ура! Спасибо за блог!!!

    SvaraRadera
    Svar
    1. СПАСИБО, дорогой человек! :-))

      Вот видите, Вам и года хватило, чтобы чуть-чуть измениться. :-))

      И Вам спасибо за соавторство. Кудыть мне без вас? :-))

      Radera
    2. Anonym13/8/13

      Ой, а ещё-то самое главное-преглавное: СПАСИБО Швеции за то, что я встретила много приятнейших людей, а в первых рядах - Вы, Николь! Вот сейчас думаю обо всём этом, и полнейшее ощущение счастья, до чего же жизнь удивительна и ранообразна и классно, что всякие неприятности как-то быстро забываются, а всё хорошее никуда не девается...

      Radera
    3. Да, правда же, какая у нас удивительная способность помнить хорошее? Да и науку мы тоже помним, но может не с таким удовольствием. :-))

      И Вам Спасибо, Катюш, что познакомились со мной, а то ведь когда б ещё встретились наяву.:-))

      Radera
  2. Мне пока тоже рано праздновать юбилеи, я в Финляндии 2 года (будет через 5 дней). За это время не раз и не два съездила в Россию. Пока не чувствую себя другой по отношению к бывшим согражданам. Да, сортирую мусор, да, праздную Рождество 25 декабря, да, пересекаю проезжую часть на зеленый сигнал светофора и даже иногда гуляю с палками в лесу. Но мне по-прежнему приятно и интересно проводить время с теми, с кем проводила его до отъезда и я не чувствую между нами больших различий. По поводу возвращения насовсем - не хочу. Мне ОЧЕНЬ здесь нравится. Я чувствую себя абсолютно на своем месте, люблю свою финскую семью, дом, окружение, природу, финские традиции, финские детские сады, финских чиновников, финского президента и весь финский образ жизни.
    А Вас, Николь, с юбилеем!!!

    SvaraRadera
    Svar
    1. Пасибочки-пасибочки (кланяемси низко)

      Ну да, ну да...Вы точно такая же как и до переезда :-)) Только "Да, сортирую мусор, да, праздную Рождество 25 декабря, да, пересекаю проезжую часть на зеленый сигнал светофора и даже иногда гуляю с палками в лесу." :-)))

      А приятные люди есть везде независимо от национальности. Таких надо холить, лелеять и дружить с ними долго-долго. :-)

      Radera
    2. Да, Николь, Вы правы! Просто эти (и другие) изменения настолько органично вписались в мою жизнь, что я их не ощущаю (как будто всегда здесь и было) и воспринимаю как нечто само собой разумеющееся. Спасибо за очередную. возможность подумать и немного больше понять о себе :))

      Radera
    3. Ага...Так оно и есть.:-)) Мы просто начинаем что-то делать и как-будто оно там и было. :-))

      Поэтому хорошо бы сравнивать почаще себя "до" и "после" какого-то времени. Ух, как можно много чего хорошего узнать о себе. Вот не знал, и за два года стал знать. Не умел, а научился.

      А раз Вы любите учиться понимать себя, то вот Вам и домашка. :-)) Добровольная, конечно.

      Чему Вы за два эти года научились? Что стали делать лучше, свободнее, легче, быстрее? Ну или как/о чём Вы начали думать по-другому?

      Собираем все-все-все "мелочи", а не только дипломы за год. :-))

      Radera
    4. Отчитываюсь о выполненной домашнем задании :))
      http://ilovefin.blogspot.fi/2013/08/blog-post_16.html

      Radera
    5. Вооооооот! Видите как у Вас замечательно получилось? :-)) Молодца! Прямо молодца! Да ишшо и "отчиталась" :-))

      СПАСИБО Вам!

      Пошла отыскивать редкую медалю за мужество и щедрость. :-)

      Radera
  3. Приятно читать разумные и добрые мысли!

    SvaraRadera
    Svar
    1. От ПАСИБО огромное за то, что вы смогли это уловить. :-)

      Radera
  4. Ох как красиво написано... я вот на родину собираюсь в сентябре первый раз после года в Швеции. До вашего поста даже и не задумывалась, что я могу как-то поменяться только лишь от жизни в другой стране. Но если вдуматься, то да, я уже немножко "другая")

    SvaraRadera
    Svar
    1. Ха-ха-ха...Катенька, мы сами себя не видим и поэтому нам кажется, что мы точно такие же. :-)) Ой, как бы было интересно узнать, что Вам наговорят подружки и знакомые, которые Вас не видели в течении этого года. :-))

      Прекрасного Вам путешествия! :-))

      Radera
  5. Примите и мои поздравления, дорогая Николь и все Ваше прекрасное семейство! Читая Ваши размышления, узнаю себя, свои мысли и свои мироощущения и верю, что у нас все получится! Здоровья Вам и Вашим близким, хорошего настроения и бодрости! Впереди еще столько чудесных юбилеев... И спасибо еще раз за Ваш труд!

    SvaraRadera
    Svar
    1. Принимам! Мы всёёёёё принимам! :-))) И поклон Вам за ето и за напоминание о моём труде.

      Та получится, конечно, Ольга. В чём вопрос? Только чудеса требуют чуть-чуть больше времени. :-))

      А юбилеи да, грядут. Тут ишшо один на подходе. Прям какой-то урожайный год на них. :-))

      Radera
  6. Вопрос ваш ко мне (к сожалению) не относится - пока ничего нет кроме "внутренней подготовки".
    Я только вас поздравить. Рада за вас искренне. Странная человеческая природа - приятно читать о том что у кого-то что-то в жизни сложилось. Пусть и дальше все будет у вас только к лучшему :).

    SvaraRadera
    Svar
    1. Ага...Ну значит процесс уже пошёл, если есть внутренняя подготовка. Дело теперь за его претворением в жисть. А с подготовкой в нужный момент всё делается очень быстро и легко.

      СПАСИБО, солнце, за поздравления. Очень так душевно у Вас ето получилось. Но мне не кажется странным, когда люди радуются за других. А вот когда наоборот, то вызывает недоумение.

      Ведь мы можем многому научиться, от тех, кто чего-то добился. "Приёмы"-то по большому счёту одни и те же.

      И пасиб за Ваши "молитвы", то бишь пожелания. Вот я сколько себя помню, всегда жила пожеланиями добрых людей. :-)))

      Radera
  7. Поздравляю, Николь!

    (Наверно, не четверть, а треть жизни или?) .....

    Все только начинается!!!

    SvaraRadera
    Svar
    1. Сиб, Ириш! И за треть тоже :-)) Даже больше трети получается, какая уже там четверть? :-)) Скоро уже и к половине подтянется. Непрально перевела цифры в слова.

      Radera
  8. Николь, я даже прослезилась после первого абзаца..И мне так захотелось тоже с детьми на кораблике и с билетом в один конец..А на корабликах действительно "запах Швеции" и сейчас, и в туалетах пахнет жвачкой "Турбо" из детства...
    В глаза бросилось "внутренне готовилась к переезду 12 лет"..как долго..Но ведь оно случилось, что так хотелось и мечталось...Здорово, что все сложилось, что открылись новые возможности и теперь вы ведете Ваш блог, а мы его читаем, размышляем вместе, обсуждаем, радуемся за вас и поздравляем!!

    SvaraRadera
    Svar
    1. Ага..Усё правильно чувствуете, душа. Переезжать насовсем надо на кораблике. Это чтобы и душа успела доехать. А то на самолёте тела прилетают, а потом надо сидеть душу ждать. :-)))

      Вот надо же! Я думала, что запахи за 20 лет уже сравнялись. Ан нет. Очччень интересно!

      Да, вот так вот получилось с ожиданием. Может показаться, что долго, но видимо всему своё время. И вот чего я точно не знала, это что я разрешусь блогом. Этого в моих планах ну воообще не лежало. :-))

      Слава интернету! Который нам даёт возможность общения/размышления/обсуждения независимо от наличия/отсутствия границ.

      Radera


  9. 20 лет! Боже мой! Интересно посмотреть на себя через 13 лет (когда мне тоже исполнится 20!)
    про долгую подготовку это да, было дело! При чём я не сама готовилась, а меня готовили тщательно целых 15 лет. А то, что я уеду из России я поняла еще в свой первый выезд за границу в 1995 году. Дело было не в чистоте, красоте британской столицы и не ломящихся полках сумермаркетов. Я просто поняла, что люди там ДРУ-ГИ-Е. Они расслабленне, увереннее в себе, раскованнее, добрее, счастливее просто напросто! Мысль уехать приходила-уходила, но думалась постоянно даже где-то на заднем плане. И вот сейчас смотрю назад, а всё ведь шло по плану, даже если казалось, что я ничего не предпринимала в этом направлении. Как будто кто руководил. Сначала "голос" велел как-то опериться, образоваться, найти себя, чтоб было что предъявить миру. Параллельно голос велел учить язык, ибо все мы знаем уровень обучения в российских школах. И не просто велел, а и учителей отличных подогнал с приемлимыми для меня ценами. Когда язык значительно улучшился и самореализация шла полным ходом (при чём в такой вполне интернациональной сфере, в которой можно работать в любой стране) вселенная начала подсылать мне людей, которые бы скорректоровали мою запущенную самооценку, изуродованную совдеповским воспитанием психику, потравили тараканов в голове, ибо с такими исходными данными адаптироваться в чужой стране было б ну никак не возможно. И я до сих пор корректируюсь (не знаю, возможно ли это на 100%, всё ж закладывается в раннем детстве), не без помощи окружающих меня людей.
    Потом началось самое интересное. Вселенная начала мне показывать тамошних забугорных мужчин, видимо поняв, что с моим слабым характером мне самой с роду не уехать и самостоятельно новую жизть не начать. При чём так лихо всё подстраивала вселенная, как бы говоря: "А вот поживи с нашим, а теперь поживи с ихним. Ну как тебе сравнение? Кого больше хочешь?" Шведов с пристрастием показала! Настаивала!)) При чём показывала, но до конца не доводила, как бы оттягивая момент и не давая совершить какую-нить глупость. И вот видимо только когда вселенная решила, что матрица сложилась и пора меня сажать на кораблик, выбрала мужчину моей мечты (а встретиться нам ну никак было б не суждено, если б не госпожа вселенная!) и дала мне последний решающий пендель. Никто не удивился, кстати, вообще. подруги говорили: ну ты же всегда хотела уехать. Одна клиентка сказала: "Ты, Света, всегда была как не отсюда. Это был вопрос времени"

    О как же трудно перестраивался мозг!!!! Даже при том, что я в России была "как не отсюда"! Он всё еще перестраивается. Первые 6-9 месяцев было неимоверно трудно понять этих людей и моя низкая самооценка упала еще ниже. Это как пытаться пробить стену. Кстати, я это дело бросила, поняв, что кому надо , сами пробьются, надо им только намёк дать.. Может это не так эффективно, но медленно и верно.
    Теперь 3 года прошло. Можно сказать, что я достигла того, что меня поразило первый раз за границей. Я стала расслабленне, мне по фиг, на сколько идеально я выгляжу, выходя утром в "7-11", самое главное, стала свободнее и счастливее. Особенно мощные изменения произошли за последние месяцев 6, пожалуй.

    SvaraRadera
    Svar
    1. Оййййййййййй, как быстро идёт время. Вы уже здесь аж целых 3 года :-)) А кажется, что это было вчера :-))

      Да, мне тоже кажется, что ничего в нужном направлении не случится пока мы не готовы. Нам сначала надо перестроить что-то у себя внутри и вселенная тутженьки подстроится. :-))

      Ах, как хотелось бы узнать, каким образом именно последние 6 месяцев привели к мощным изменениям. Если это, конечно, не секрет.

      Radera

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...