2012-11-18

Работа социальных служб в Швеции

Помните я как-то грозилась написать о процессе отбирания детей социальными службами? Вот и настал этот час. Слухаем внимательно.

Изложение моё будет очень кратким и кому хочется знать больше могут сами быстренько подчитать их брошюру в электронной форме. Именно ею социальные работники и руководствуются. Я хочу разочаровать тех, кто хочет думать о социальных службах на западе как о бездельниках, радующихся возможности накинуться на русскую семью и отобрать у них детей.

У них ОЧЕНЬ много работы. С наркоманами, алкоголиками, разбойниками вышедшими из тюрьмы, с выплатой пособий и пр. Ну и конечно с детьми в неблагополучных семьях. Так как эти службы финансируются государством, то это приводит к двум последствиям. Крошечным зарплатам и сокращением работников, где это только возможно.

Зарплаты у них на таком уровне, что это единственная профессиональная категория, которая НЕ может выплатить свои долги за учёбу.

Один из примеров сокращения работников. Когда-то в каждой школе был социальный работник (куратор), который работал с детьми и родителями. Потом кураторов сократили настолько, что один человек работает на 3-4-5 школ. Нагрузка, надо сказать, просто кошмарная. Подобные примеры есть в конторах социальных служб.

Поэтому говорить, о том, что они только сидят и выслеживают русских мамочек, чтобы отобрать их детей, просто смешно.

Второй важный фактор, который не учитывается иностранцами, это что работники школ, детских садов и медицинских учреждений ОБЯЗАНЫ докладывать социальным службам о неблагополучных детях.

Что значит неблагополучность? Физическое и психическое насилие в семье, инцест, оскорбления, физическая или психическая заброшенность детей. В последнем случае неухоженность, немытость, нелечение, например, зубов и пр.

И если родители ПАССИВНО или АКТИВНО пренебрегают удовлетворением базовых нужд детей, то добро пожаловать в социальные службы. В некоторых случаях русские мамочки, по разным причинам, НЕ противостоят своим агрессивным иностранным мужьям и попадают в списки за пассивное поведение. Один из взрослых ДОЛЖЕН уметь защитить своего ребёнка и дать ему возможность вырасти в спокойной обстановке. Звучит логично, нет?

Так вот. Скажем, что учитель/врач/куратор/работник детского сада поговорил с родителем о том, что мол ребёнок неухожен/грустен/агрессивен или что там может быть ещё. Мало ли что в семье бывает. Смерти, болезни, разводы очень сильно влияют на деток. И если родитель по своей наивности не воспринял разговор серьёзно, то вот тут уже идёт сигнал в социальные службы. А родители- иностранцы, приехавшие из стран, где серьёзность наставления определяется количеством децибелл, оскорблениями и угрозами может и пропустить серьёзность момента. "Ну сказали, ну и что...Пусть за другими смотрят.."

После поступления сигнала или сигналов социальные службы действуют так. (А пока я рассказываю, вы можете думать о каком ни то случае, который особенно задел вас.)

1. Службы ОБЯЗАНЫ отреагировать на сигнал без отговорок о недостаточных ресурсах, времени и пр.

2. Заявление может быть устным или письменным. Если оно делается устно, то работник задаёт дополнительные вопросы, чтобы информация была насколько возможно полной.

3. Исходя из полученной информации работник должен вынести предварительное суждение о необходимости начала расследования. И чтобы это сделать он/она проверяет в своих архивах поступали ли сигналы раньше и чем они закончились, может быть ещё раз разговаривает с заявителем и, конечно, информирует родителей о поступлении заявления. Эт чтобы они тоже могли высказать свой взгляд на ситуацию.

В каких-то случаях они могут встретиться все трое, соц. работник+родители+врач/учитель и проговорить ситуацию. На этой же стадии соц. работник встречается с ребёнком для выяснения обстоятельств и разъяснений возможных действий соц.служб.

Никаких других свидетельских показаний на этой стадии не собирается. Они собираются на следующей стадии когда принято официальное решение о начале расследования. Но до этого, как вы видите, ещё надо дойти.

4.  Теперь принимается решение о начале расследования или о закрытии дела.
Как вы видите, всё ещё может закончиться благополучно.

Если соц.работник принимает решение о том, чтобы НЕ начинать расследование, оно должен основательно это задокументировать.
- официальное решение о закрытии дела
- дата
- мотивирование почему они НЕ будут расследовать дальше
- имя, фамилия работника

Если факты в заявлении были пустяковыми, то может родителей раньше и не расспрашивали, но при закрытии дела соц. работник обязан доложить о том, что было заявление и дело закрыто.

Если же работник принимает решение о начале расследование, то он тоже должен указать
- причины такого решения
- что такое расследование будет означать
- предложить время для посещения или разговора
- имя фамилия, дата

Ну и в этом случае он обязательно уведомляет родителей о начале расследования. В секрете это держать ЗАПРЕЩЕНО.

Другое дело, что уведомление может прийти с задержкой, если
- родитель/родители очень больны
- если идёт полицейское расследование
- по желанию ребёнка, если у него есть угроза наказания и/или насилия

5. Ну и вот начинается расследование. Закон говорит, что
- расследование должно проводиться так, чтобы не принести ненужных неудобств или вреда
- расследование не должно быть более обширным, чем этого требуют обстоятельства
- расследование должно проводиться оперативно и быть завершено в течении 4 -х месяцев
- если после расследования выяснится, что родитель или ребёнок, которому исполнилось 15 лет, не хотят принять предлагаемую помощь на выбор, то никто их и не принуждает. Дело закрывается.


6. Начатое расследование совсем не означает, что соц.работники будут ждать его окончания, чтобы принять какие-то меры. В срочных случаях они могут приняться параллельно, с отдельным официальным решением, и уже после его окончания будет решаться что делать дальше. Какая ещё помощь родителям и детям будет нужна. При наличии совсем маленьких детей семью могут поместить в специальное учреждение - behandlingshem - где персонал наблюдает за семьёй и помогает, например, советами по воспитанию.

7. В разных коммунах могут быть разные планы расследования, но основной принип - найти что будет лучше для ребёнка. Ребёнок в центре, так сказать.

И вот вам картиночка того, на что смотрят социальные службы.

Дитё, как я уже сказала, в центре, а стороны треугольника это три обязательные составные:
- Потребности ребёнка
- Cпособности родителей быть хорошими родителями
- Семья и окружение

Потребности ребёнка

Сюда входит следующее:
- здоровье
- образование
- эмоциональное и поведенчесое развитие
- идентитет (личность)
- отношения в семье и за её пределами
- социальное поведение
- способность справляться самому

Cпособности родителей быть хорошими родителями

- основной уход
- надёжность
- эмоциональная доступность
- стимуляция
- умение руководить и устанавливать границы
- стабильность

Семья и окружение

- история и ситуация семьи
- наличие родственников и друзей
- жильё
- работа
- экономика
- ресурсы местных властей

И это совсем НЕ означает, что соц.службы ищут причины для того, чтобы забрать детей. Пристроить их в семьи оооооочень нелегко. И тем более, речь никогда на начальных этапах не идёт об усыновлении. Наоборот, они изучают ситуацию, чтобы предложить необходимую помощь. Чтобы детки выросли в спокойной обстановке и получили то, что необходимо всем детям для развития - уход, стимуляцию и спокойное дружелюбное отношение.

И вот это-то самое главное. Ребёнок может жить в бедной семье с безработными/больными родителями в развалюхе, но если там есть вышеуказанное, то детей никогда не отберут.

И вообще детей здесь оставляют с родителями до последнего. Даже с наркоманами и алкоголиками, если видят, что ребёнку там лучше. И только когда родители совсем слетают с катушек, только тогда может зайти речь об усыновлении другими людьми. И только потому, чтобы создать ребёнку стабильность и чувство принадлежности.

Поэтому, дорогие мамочки и папочки, спите спокойно, ЕСЛИ вы даёте ребёнку, то, что ему необходимо БЕЗ насилия. Если вы так не умеете, то социальная служба вам поможет научиться.

12 kommentarer:

  1. Anonym19/11/12

    Чую,что эта тема появилась не совсем без моей подачи (м.б в т.ч) и беспокойства на эту тему в Финляндии, поэтому позволю себе только одно замечание-
    По пункту
    "3. Исходя из полученной информации работник должен вынести предварительное суждение о необходимости начала расследования...и, конечно, информирует родителей о поступлении заявления. Это чтобы они тоже могли высказать свой взгляд на ситуацию.....В каких-то случаях они могут встретиться все трое, соц. работник+родители+врач/учитель и проговорить ситуацию".

    Все вроде бы успокаивает, наверняка, так оно и есть, но...я слышал о нескольких случаях (не сам, со слов живущих в Финляндии), что порядок действий часто отличается от описанного. Например, после сигнала (не "избили до полусмерти", а "хлопнули по попе") работник соц.службы сначала приезжает в школу, забирает и изолирует ребенка,без всякого уведомления, и только потом "сообщает родителям" о случившемся и начинает переговоры. Вот именно этот терроризм и пугал. Надеюсь, что это все неправда и напрасные страхи. Но, информация проходила, поэтому и комментирую.

    SvaraRadera
    Svar
    1. Когда я ходила в öppna förskolan, то к нам приходили иногда с лекциями работники социала и рассказывали, как у них эта система функционирует.

      Если поступает сигнал о физическом насилии в семье (шлепки по попе, тяганье за ухо, или когда жестко, с насилием тащишь ребенка -это все тоже насилие), то родителям не сообщают, дело передается в полицию. Тайно от родителей (когда дети например, в школе или в саду) их увозят на допрос, который проводят полицейские, специализирующиеся на работе с детьми. При этом обязательно должно присутствовать лицо, отвечающее за barnets bästa (это лицо часто назначается социалом или полицией, и может, например, прервать допрос, если увидит, что это вредит ребенку).

      И только после этого дело передается в суд, и на этой стадии оповещаются родители. Родителей вызывают в суд, который уже и определяет виновность родителей и степень наказания.

      Radera
    2. "когда жестко, с насилием тащишь ребенка"- A можно поподробней? У меня просто часто ребёнок не хочет идти и мне приходится его тащить-бывает на руки беру, бывает он виснет на руке и царапается. И насколько я знаю, в правилах прописано слово насилие- что может быть не только физическое, но и психологическое.

      Radera
    3. Я, Алексей, ещё до Вашего письма начала подумывать на эту тему. Мне даже женчину нашли, работающую в этой сфере, а она уж вывела меня на брошюру. Но по времени, конечно, затянулось.

      "работник соц.службы сначала приезжает в школу, забирает и изолирует ребенка,без всякого уведомления.."

      А Вы посмотрите один из пунктов, в каком случае извещение родителей может затянуться. По-моему третьим пунктом стоит "- по желанию ребёнка, если у него есть угроза наказания и/или насилия".

      И если Вы подумаете, рассказывать ли родителям насильникам о том, что соц. службы знают о ситуации, то, наверное, и сами придёте к выводу, что ребёнку может влететь ещё больше. Да, в таком случае родителей оповестят после того, как ребёнок окажется в безопасности. Но невидимая работа начинается не за день или два до изъятия. Для таких мер нужны оооочень суровые факты.

      А родители-иностранцы просто неспособны видеть своё насилие. Многие из них сами выросли в атмосфере насилия и другого поведения не знают.

      На мой взгляд насилие несовместимо с любовью. Там где оно есть, любви нет. Но вот в России, например, насилие считается выражением любви. И родители, разумеется, хотят показать насколько сильно они "любят" ребёнка.

      Как мне кажется, тут не бояться надо, а просто действительно любить своего ребёнка. Тогда и насилие отпадёт само собой.

      Radera
    4. Никите: поподробней - это когда с причинением боли ребенку. И о психологическом насилии тоже рассказывали, что подсудное это дело.

      Radera
  2. prosto oven-По поводу физического насилия понял. Если я сдерживаю ребёнка без причинения боли, то всё нормально.

    А есть ли брошюрка с определением и примерами по поводу паихологического насилия. А то я, например, считаю, что оставить ребёнка без просмотра телевизора за провинность- это нормально. Или не пускаю в кружок рокмузыки, если плохие оценки. Но ребёнку же дискомфорт.

    SvaraRadera
    Svar
    1. Ну вы уж шведов идиотами тоже не считайте))) Они сами много говорят о том, что родители должны уметь очерчивать границы дозволенного для ребенка. Психологическое насилие - это унижения, оскорбления, запугивание и т.д.

      Вот мне, кстати, вспомнился случай, когда подросток позвонил в полицию с жалобой на родителей, что они ему в игры компьютерные не дают играть. Вместо того, чтоб наказать родителей, как он рассчитывал, попало ему самому, за то что полицейских от дел отрывает.

      Radera
    2. Идиотами никого не считаю- просто пытаюсь разобраться. Спасибо за комментарии

      Radera
    3. О,они далеко не идиоты,а детей отбирают.на детей кричать нельзя,наказывать нельзя,за руку тянуть нельзя.в общем дети делают,что хотят и надо им все позволять.вот так.

      Radera
    4. Нуууу вообще-то всё позволять деткам вредно и недальновидно, но ограничения не означают наказание, крик и пр.

      Radera
  3. Кстати, в русскоязычном интернете очень много пишут об ювенальной юстиции в России. Все возмущаются, что все, детей отберут. Причем аргументы такие: "Как это лупить детей нельзя? Меня вот лупили - нормальная выросла!"...

    SvaraRadera
  4. Басни Крылова.расскажите это родителям,у которых забрали детей без причины.без предупреждения,вынесли решение и поступили как им вздумалось,так как цитирую"Мы сами есть закон и против системы не надо бороться".это я услышала своими ушами.

    SvaraRadera

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...