2012-09-04

Получение шведских прав ( Часть 3 и 4)

Часть 3
Итак, за работу!
 
Мы определили срок обучения полгода. Для успешной сдачи мне надо было освоить теорию и научиться водить именно шведским стилем. Дело осложнялось тем, что мой шведский был на невысоком уровне, а теорию надо учить и толковать исключительно на шведском. Вроде как есть возможность сдачи на других языках*, но мы что-то даже про нее не узнали.


Для теории в школе вождения нам дали толстую книжку, называется «Du och jag i trafiken» (ты и я на дороге), брошюрку со знаками, примерные тестовые вопросы, книжку по строению автомобиля и маленькую тетрадочку с тезисами. Шведский был слабый, но я не сдавалась и читала толстую книжку, хоть по нескольку страниц в день. Открывала много нового для себя. Например, что на дороге надо с уважением относиться к остальным участникам движения, показывать им это уважение, надо понимать, что на дороге люди имеют разный опыт и разные физические и психические возможности (люди с пониженным зрением и слухом, пожилые, дети и т.д.), и водитель должен как бы предполагать, что они могут поступить странно и неожиданно и быть к этому готовым.
 
Это были для меня такие откровения… Вспоминалась русская автошкола, где львиная доля занятий была посвящена байкам об обмане дорожного инспектора и борьбе с идиотами, которые подрезают.
 
Потом еще очень большое внимание уделялось собственной безопасности. Не потому, что ошибка на дороге – это штраф, а потому, что ошибка может привести к трагическим последствиям. Не тормози резко на скоростной трассе – на тебя могут наехать сзади, посмотри в окно при маневре – там может ехать велосипедист в мертвой зоне, т.е. его не видно в зеркала, снизь скорость в темноте – и ты увидишь человека на пешеходном переходе и успеешь затормозить, пристегнись ремнем – и вероятность выжить при аварии повысится в разы и так далее. Т.е. акцент при обучении делается не на замыливание глаз дорожным инспекторам и принимающему экзамен, а именно на личную безопасность и безопасность других участников движения. Это повторяется так часто, что мне кажется, я уже не смогу сделать по-другому, так это въелось в мозг.
 
Я потихоньку ездила с инструктором и на работе, тренировалась и не торопилась с экзаменом. В конце урока мы обсуждали, как я езжу, что мне надо улучшить. Я прошла эти рисковые обучения и, в общем, зрела.
 
И вот учитель сказал, что я уже на финишной прямой. Он забронировал мне время сдачи теории и практики, дал мне пароль от базы тестов чтобы я их прогоняла дома. Ну и я настраивалась.
 
Часть 4
 
Как я сдавала экзамены и сколько получилось итого крон
 
К теории я зубрила тесты. Прогоняла их, потом возвращалась назад и выписывала в тетрадку странные и непонятные вопросы с ответами, чтобы перечитать их, а не гадать.
 
Но на самом экзамене вопросы были совсем не такие, как в тренировочных тестах. Я отвечала интуитивно. Была готова к неуду. Но компьютер показал зелененький гудщэнд и я даже не стала смотреть, что я там неправильно ответила, сбежала из аудитории мгновенно.
 
Теория состоит из 70 вопросов, 5 тестовых отбрасываются, поэтому надо ответить на 52 из 65 вопросов. Правильный один вариант. У меня было 58 правильных.
 
На экзамен по вождению я волновалась и сильно. Я плохо делала параллельную парковку – ее надо тренировать много, но у нас в городе как-то мест немного с такой парковкой. Я делаю, конечно, но мне было страшно и на экзамене я боялась, что разнервничаюсь и сделаю что-то не так. А так, в общем и целом, инструктор был доволен: планировала я дорогу хорошо (он сначала не понимал, что мне надо говорить куда мы едем на секунду раньше, чем шведу, т.к. мне надо перевести в голове, но потом мы это обсудили, он извинился и сказал, что да, конечно, он это учтет. После этого мое планирование было прекрасным!), не превышала, была осторожна на всех перекрестках с помехой справа, короче вообще фантастически я водила. Воть.
 
Но все равно страшно. Но оказалось, что зря боялась. Инспектор был веселый дядька, я проехала с ним практически только прямо и назад, парковаться надо было передом. Перед началом экзамена я ему сказала, что я просто восхищена безопасностью на шведских дорогах и мне есть с чем сравнить. Вы, говорю, инспектора, делаете такую большую и нужную работу, когда так тщательно проверяете будущих водителей. Короче от души сказала, что думала. Инспектор повеселел и понял, что мы с ним думаем одинаково, на одной волне так сказать.
 
Но я, если честно, думаю, что к ученикам школы вождения относятся несколько лояльнее, чем к приватистам. Просто потому, что доверяют учителям, что они вбили таки в головы будущих водителей как надо водить. А что там в голове у приватиста – неизвестно, поэтому его проверяют с особой тщательностью**. Но ведь это хорошо. Во-первых, я получила знания, а во-вторых на экзамене не гоняли. Одни плюсы в общем.
 
А теперь стоимость )))
 
Теория плюс книги плюс риск 1 – 2000 крон
 
26 уроков вождения*550 крон – 14300 крон
 
Риск 2 – 1700 крон
 
Бронирование автомобиля на экзамен – 550 крон
 
Körkortstillstånd - 220 крон
 
Экзамен теория - 220 крон
 
Экзамен вождение – 700 крон
 
Изготовление прав – 150 крон
 
Фотография – 80 крон
 
Итого: 19920 крон
 
Вот такая вот история! Я очень рада, что управилась с правами. Это большое дело, серьезная инвестиция и вообще это классно – водить автомобиль. Не представляю, как я раньше жила без него!!!

--------------------------------------------------------
* Теоретический экзамен можно сдавать на следующих языках:

Språk

• albanska
• arabiska
• BKS (bosniska, kroatiska, serbokroatiska)
• engelska
• finska
• franska
• persiska
• ryska
• sorani
• spanska
• turkiska
• tyska

Källa: Trafikverket

Только вот не факт, что и учебное пособие переведено на эти языки. Да и вождение потом сдавать со шведско-/англоговорящим инструктором.

** Да, есть такое. К частникам относятся пристрастнее и делают это по нескольким причинам. В частности потому, что многие, обучающиеся частным образом, молодые люди до 24 лет. 60 % несчастных случаев со смертельным исходом приходится именно на эту группу.

12 kommentarer:

  1. о как.
    С удивлением обнаружил русский язык в списке на экзамен по теории.
    Вообще, большое спасибо за науку, будем знать.
    Ранее эта тема в блоге была размазана и со ссылками шведскими.

    SvaraRadera
  2. О! Видели, какие у нас здесь роскошные люди ходят? Свой совсем свеженький опыт и доложили.

    SvaraRadera
  3. Спасибо! Все четко, ясно и даже с цифрами! Поздравляю Вас с получением шведских "прав" и удачи Вам на дорогах! Водить хорошую машину на хороших дорогах в компании адекватно мыслящих участников дорожного движения, которые еще и постоянно заботятся друг о друге -- это же просто чудесно! Я сама такое удовольствие могу получить пока только в отпуске в Европе, когда берем машину в прокат.)) Еще раз спасибо за рассказ!

    SvaraRadera
  4. Хороший отчёт. Удивил только один момент. Цитата: "Открывала много нового для себя. Например, что на дороге надо с уважением относиться к остальным участникам движения, показывать им это уважение..." Так на дороге как и в жизни- ко всем надо относиться с уважением. И по поводу безопасности на дорогах- да, лучше чем в Восточной Европе, но нет предела совершенству. Например, был очень удивлен, что в Швеции можно использовать телефон за рулём без гарнитуры.

    SvaraRadera
    Svar
    1. :-))) Я лично очень надеюсь, что такое правило введут в ближайшем времени. Телефон очень отвлекает от вождения и на эту тему есть много исследований.

      Radera
  5. Очень часто женщины, переезжая за границу к мужу, не думают о получении прав, т.к. сначала язык, потом какая-никакая работа, а потом уже сложно найти время (если человек работает) или деньги (если человек не работает). А обучение на автомобиле требует именно отвлечения от всего и концентрация только на вождении (по крайней мере здесь в Швеции).

    В нашей местности права получают дети 18 лет, т.к. я уже писала - шанс получить работу сильно увеличивается. Права им часто оплачивают родители (даже заводят такой специальный счет, где копят деньги несколько лет именно на права, т.к. сумму в 20 тыс. крон очень немногие могут вот так вот достать из кошелька). Но бывает и так, что дети подрабатывают летом, копят сами, а потом оплачивают себе обучение целиком или пополам с родителями. Тренировать ребенка можно с 16 лет, можно ездить с родителями в машине и тренироваться (пройдя небольшое и недорогое обучение). Т.е. к 18 годам ребенок теоретически может спокойно водить машину и сэкономить на автошколе.

    И очень часто мужчины уверены, что мы в России поступаем так же и не думают, что права являются очень важной статьей расходов на иностранную жену, пытаются увильнуть, не занимаются с женой, она плохо водит, не может сдать - короче, замкнутый круг... Мне повезло, что мой муж так не думал.

    А по поводу уважения на дорогах - я училась в российской автошколе и нам такого не говорили точно. А сама я никогда бы не подумала, что это очень важно. Для меня такое отношение к участникам движения было открытием.

    SvaraRadera
  6. Хочу поделиться своим опытом получения шведских прав. У меня есть права с Украины, где я 10 лет водила машину. Моя цель была получение шведских прав с минимальными финансовыми затратами и с минимальным сотрудничеством с автошколой. В автошколе прошла обязательную лекцию – риск 1 и с ними же ездила на халькбану. Теорию изучала по книге Körkortsboken плюс месячный абонемент на сайт korkortonline.se – 1000 вопросов аналогичных экзаменационным (очень рекомендую, тк сдать теорию очень сложно, просто прочитав книжку). У автошколы купила две лекции по вождению, где мне указали на все мои недостатки (иначе бы не сдала вождение) и взяла на экзамен автомобиль ( на котором откатала две лекции). Сдала теорию и вождение с первого раза. Думаю, что такой вариант подходит тем, у кого есть опыт вождения с родины. Права обошлись 5 800 кр

    SvaraRadera
    Svar
    1. Поклон Вам, щедрая женчина:-))

      Из Вашего рассказа у меня сложилось впечатление, что даже очень опытным водителям есть что потренировать для успешной сдачи экзамена. Может подскажете, что это может быть?

      Radera
    2. Во-первых, сразу сказали, что надо ecodriving. Меня особо никто не учил этому - например, тормозить переключением на нижнюю передачу и тп. Мой стиль вождения, как сказал учитель, был немного агрессивен. Надо водить мягко и спокойно. Плюс у меня неважно выходило сдавать задним ходом за угол. Никогда не приходилось такого делать в реальной жизни. Важно всегда быть на одинаковом расстоянии от бордюра. Раз 10-15 потренировалась и начало получаться идеально. Нужно обратить внимание на проезд перекрестков с круговым движением (колец). Есть свои особенности. + Нужно отрепетировать перестраивание на другую полосу (последовательность движений) + не забывать про "мертвую зону". Хорошо поездить заранее по местности, где будете сдавать и посмотреть на знаки, ограничения скорости. Среди моментов, на кот. стоить обратить внимание - что для шведов означает понятие "vänd på ett lämpligt ställe". Что для русского "лэмплит", то для шведа может быть "совсем не лэмплит"))) для шведов главное слово - это безопасность. Так вот при сдаче вождения нужно исходить из этого понятия. Даже если маневр с точки зрения вождения "ужасно неудобный, занимает кучу времени и надо ехать далеко, чтобы его выполнить", но безопасный - не сомневайтесь в нем и делайте! шведам это понравится, особенно если упомянуть, что этот маневр безопасен. Заценят))

      Radera
    3. Оййй, как я хихикала над "vänd på ett lämpligt ställe"= развернуться на подходящем месте. :-)))) Тут усе мозги могут в кучку съехаться....:-))

      То есть всё-таки не зря здесь требуют пересдачи на права? Есть чему подучиться?

      Radera
  7. Я считаю, что не зря получила тут права. Выучив теорию по книге, почерпнула для себя много нового и полезного, чего в наших автошколах не преподают, и вообще, теорию освежила в голове. Поработала над огрехами в вождении, которых сама не замечала, а шведу они режут глаз. Хоть пришлось немного поработать над получением прав, но это все для моего же блага ))

    SvaraRadera
  8. Да, вот как строго тут с правами, если даже люди, имеющие немалый опыт вождения должны вкладывать свое время и деньги для того, чтобы еще раз сдать то, что они и без этого умели! У меня знакомые переехали в США и единственное, что они делали для получения прав - пролистали книжку с тестами. Всё! Но поэтому Швеция и на последнем месте в мире по количеству погибших в автокатастрофах.

    Удачи всем на дорогах!

    SvaraRadera

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...