2012-05-04

О смысле жизни (ч 3)


Ну что, готовы ко второму шагу? Идём?
 
Шаг 2. Накопительство

Поднимите срочно руку у кого в детстве была одна игрушка. Или одни штанишки, одна рубашечка/юбочка и пр.

Нету таких?

А сейчас? Тоже одни туфельки, один ковёр, одна рубашка, одна тарелка и один нож в доме? Тоже нет?

Всё естественно, друззя. Внешний мир, природа, вещи, люди существуют не только для того, чтобы их обнаружить, но ещё и как объекты для пользования в каких-то ситуациях.

В первую очередь, конечно, для выживания, но потом быстренько получается, что многое из этого нужно для того, чтобы просто иметь. Нехай будет.

Я думаю, что уже в детстве вы обнаружили, что владение чем-либо даёт власть и внимание других. Да? Когда у вас, например, была какая-то игра, которой не было у других. Или еда, одежда, машина....

Да, мы растём и усиливаем своё влияние при помощи вещей, друзей, возможностей, знаний. Жизнь становится богаче и на какое-то время приобретает другой смысл.

И Сёрен знал это, ох, как хорошо. Его огромной страстью были книги. Ещё будучи студентом он бегал в книжный три раза в неделю и покупал, покупал, покупал свои "драгоценности". Но далеко не все купленные книги были прочитаны и иногда он покупал их только ради названия.

Потом, получив наследство он размахнулся на больший дом, прислугу, новый гардероб, начал собирать трости и необычные кофейные чашки. Ну разумеется роскошная еда, шелка, замечательные сигары и разъезды тоже входили в его стиль жизни.

Когда он умер, в возрасте 42 лет, то от него осталось 30 бутылок вина, библиотека, немного движимого имущества и 599 крон неиспользованного кредита в книжной лавке. Ну и разумеется его собственные труды.

А не хотите задуматься? Если б сегодня делали опись вашего имущества, что бы в ней было записано?

Но да, мы собираем не только вещи. Свою жажду чего-то мы можем утолять собирая знания, опыт, путешествия, любовниц/любовников, друзей, пластические операции, одежду, обувь и пррр, то есть всем тем, что есть ВНЕ нас и чем мы хотим обогатить себя. Мы собираем то, что делает нас лучше, важнее, увереннее и что можно обобщить одним словом - "Больше".

Хотя вот желание иметь и владеть чем-либо само по себе проблемы не составляет. Бяда-то в том, что этого далеко недостаточно.

Первая купленная вами книга, пластинка, путешествие, бриллиянт, совершенно восхитительны.  Ну может быть и второй и третий экземпляр тоже. Но если у вас 90 пар обуви или 50 сумочек и вы ещё хотите купить несколько, то я-концепция начинает ослабевать, вместо того, чтобы делаться сильнее. Ещё одна пара туфель или ещё три новых сумочки не дают того же самого удовлетворения. 

Потому как настоящее удовольствие состоит не во владении чем-либо, а в предвкушении получения оного, то есть в представлении удовольствия. То же самое говорят и современные учёные.

Да-да, мы созданы для удовольствия, по той простой причине, что оно нам приносит пользу. Если бы мы не наслаждались, то мы бы перестали бороться за выживание. Не было бы у нас жажды чего-либо, то мы бы и не вставали утром. Ну и потихонечку бы поувядали и поумирали.

Вот поэтому мы и почти счастливы от того, что надо для выживания - еды, секса, жилья, одежды и детей. Но то, что больше всего оказывает на нас влияние, это предвкушение, что это будет нашим.

Многие из вас, наверное, вздыхали "Ой, скорей бы уж дали разрешение на въезд...." или "Скорей бы уж переехать к мужу..." и вот тогдааааааа, я буду счастлив/-а.

И сколько продолжалось ваше счастье, радость, удовлетворение? И что случилось потом?

Не начали ли вы достаточно скоро вздыхать "Ой, скорей бы уж в школу пойти....", "Скорей бы уж найти работу...". Новая подпиточка понадобилась, да?

Вы, наверное, тоже встречали людей, которые говорили "Вот мы были бедные, еды не хватало, одни валенки были на всю семью, но так же весело было. Сейчас думаю, что именно тогда мы были счастливы." Встречали? Слышали?

А что было-то? Да то же самое. Предвкушение удовлетворения своих нужд. А потом появилась еда, одежда, обувь....и что?

А случилось ожидаемое. Уровень дофаминчика упал. Ведь это он повышает нашу мотивацию, приводит в возбуждение, увеличивает любопытство и нашу веру в себя. Ну и конечно следит за тем, чтобы мы достигли своей цели. Весь наш организм настраивается на её достижение и подготавливает его на подвиги. И мы чувствуем насколько это важно получить/достичь именно ЭТО.

Но то, что организьма наша не улавливает, это переход от удовлетворения крайней нужды к получению изобилия. Он всё ещё думает, что "бяда, бяда, не достигну так точно погибну". Даже если это будет покупка 99-го украшения. Ну и в ответ на приобретение он, конечно, выпускает изрядную долю дофамина. А чо, гулять, так гулять.

И биологически всё верно. Мы запрограммированы на то, чтобы постоянно охотиться за наслаждениями. Насладился, значит "выжил". А потом новые надежды, жажда и охотничий инстинкт.

Химия наших бренных тел, это тоже по-своему смысл жизни - стремление к выживанию.

- Собирание вещей, эт корошо,- говорит Сёрен. - Наслаждайтесь ими в той степени, в которой это возможно. НО не обманывайте себя в том, что этого будет достаточно.

Поэтому если у вас появилось раздражение на свою дражайшую половину по поводу покупки 54 шубки или 85 отвёрток, охолоните маненько и вспомните, что половинка просто стимулирует гормон счастя. И рано или поздно этому придёт конец. Наслаждение-то будет всё слабее и слабее и скоро дойдёт до нуля. А пока вот так.

К тому же вы теперь понимаете почему определённый круг людей покупает яхту за яхтой, поместье за поместьем, ну или с болемене равными промежутками создаёт новые семьи. Нет ощущения "в одной лодке сидим"?

Замечательная иллюстрация из жизни

Шаг 3. Опьянение вещами.

- Вот-вот ещё чуть-чуть и я смогу сказать, что посетил все страны мира.
- Мне пока ещё не хватает этого и этого, но потом у меня будет полный комплект/собрание ххх...

Да, для какой-то части людей в их отношениях с миром наслаждение и накопительство переходит в "опьянение". Мы получаем кайф и становимся одержимыми своими вожделениями. Ну а остальное уж как придётся.

Способность к страстному увлечению чем-либо является одним из условий для нахождения смысла жизни. Именно увлечение помогает и детям и учёным прилагать усилия для того, чтобы изучить окружающий мир. Именно увлечённость заставляет нас собирать и строить и именно она в будущем помогает найти смысл жизни.

Но нам надо быть осторожными в выводах, что страстное увлечение в чувственной фазе это именно смысл жизни. Хотя к выводу "вот будет у меня это и будет мине счастье" прийти оооооочень легко.

Кто-то стремится к идеальному телу и тренируется 10 раз в неделю, кто-то мечтает о первой строчке в Forbs, кто-то испытывает экстаз от победы своей команды... А кто-то опьяняется работой.

И её всегда мноооого, и так всё интереееесно и человек всё время занят, занят, занят..."Ох, очень много работы сейчас...Но это просто такой период. Через пару недель/месяцев будет полегче." Но ситуация остаётся неизменной и через пару недель, и через пару месяцев, и через пару лет...И только единицы задумаются, что "похоже я повторяюсь", а воз-то и ныне там.

- Но,- грит Сёрен, - если мы остановимся в нашем бесконечном движении, и поднимемся над чувственностью, то мы быстренько и найдём нашу собственную правду и смысл жизни.

Это он не сам придумал. Первым коучем на деревне был вообще-то Сократ, который выходил в народ и задавал умные вопросы. Акушеркой он такой был. Помогал людям заново родиться.

Ну и Сёрен с ним согласился. Да, мол, люди сами знают что и как они хотят. И тоже быстренько бежал в народ, чтобы всем быстренько помочь родиться. Дурное дело заразительно.

И цеплялся к пробегающим "А к чему, мил человек, такая спешка? Почему у тебя всегда так много работы? Каким образом это даёт смысл твоей жизни? Что ты выигрываешь и что теряешь? И когда ты будешь умирать, как ты опишешь свою жизнь?"

Ну а у работоголиков он бы спросил: " Ты серьёзно намереваешься работать меньше? Или ты просто обманываешь и себя и других?"

Зависимость от работы, считает он, самая изощрённая форма дегенерированной чувственности, которую к тому же очень сложно раскусить.

Исходя из собственного опыта он пришёл к выводу, что чем дороже средство "опьянения", тем труднее вылечиться от зависимости. Опьянение приятнее и последствия вроде не такие вредные.

Те, кто напивается водкой, достаточно быстро видят негативные последствия. Ну и появляется надежда, что их можно спасти. А вот тем, кто пьёт шампанское, выздороветь не так уж и легко.

И особенно, если для "опьянения" используются принятые и одобренные в обществе средства. Тогда не только легче скрыть свою зависимость, но и в заблуждении думать, что он на правильном пути.

Ну и в таких случаях человек, например, продолжает употреблять наркотик под названием "работа", даже несмотря на то, что тело уже взывает о помощи. А если не хватает одной работы, то можно ведь доложить ежедневные тренировки, ухоженный дом и сад, пару-тройку детей, роскошные празднества, эксклюзивные занятия в свободное время и пр, и пр.

И всё бы ничего, если бы эти желания исходили изнутри и человек жил в соответствии со своими истинными потребностями. Ну а вот если он управляется ценностями, которые определились кем-то другим, то дело швах. Тогда человек становится заложником чувственности и его удовлетворение находится в прямой зависимости от внешних факторов.

И что будет? А то, что человек теряет власть над смыслом своей жизни. Ага.

Представьте себе, что ваша команда проиграла. (Ну та, игра которой подкармливала вас дофаминчиком) Или ваши акции обесценились. Или человек вышел на пенсию и наркотик "работа" закончился. Или нет возможности делать покупки в том же размере, что раньше.  А может путешествия перестали радовать. "Ах, всё одно и тоже."

И всёёёё. "Счастье" развалилось. Потому как оно было построено на внешних стимулах.

Сёрен убеждён, что человеческие стремления могут выглядеть как угодно, но их основа это огромное желание найти себя. Да, оно начинается с чувственности, но оно не может там остановиться.

Люди, которые привыкли прислушиваться к себе, достаточно рано распознают сигналы, что, мол, пора развиваться. Автоматически они перестают уделять большое внимание внешним факторам, таким как вещи, статус, внешность и начинают искать осознание и глубину.

Ну а те, кто невосприимчив к сигналам изнутри, продолжают мчаться по той же самой колее и остаются глухими к тому, что что-то в них уже протестует, хочет изменить направление и идти дальше.

Постепенно они начинают чувствовать, что в их жизни нет смысла, а есть только ощущение пустоты.

Вот это-то состояние Сёрен и называет Отчаянием.

8 kommentarer:

  1. Irina6/5/12

    Хмм....очень, оказалось, поучительное чтиво..... для меня.Спасибо.

    SvaraRadera
    Svar
    1. :-))) И почему-то я не удивлена...:-)) А теперь, любовь, оглянитесь вокруг. На своих знакомых, родственников и пр. И многое встанет на свои места.

      Продолжение следует:-)))

      Radera
  2. Anonym2/6/12

    Ну да, одна из философий.
    Я кагбэ это всё знаю :)
    Спасибо, что зашли.

    SvaraRadera
    Svar
    1. А! Ну и замечательно!:-)) А то "гены, гены"....:-)))

      Radera
    2. Anonym2/6/12

      И гены тоже. Я как-то смотрела какую-то научную передачу про это, где и объясняли, почему человечеству трудно это преодолеть. Накопительство долгое время было залогом выживания, и эта информация передаётся из поколения в поколение на бессознательном уровне.
      Но я не учёный, так что могу бредить. :)

      Radera
    3. Да, совершенно с вами согласна. Независимо от причины, мы все без исключения проходим через это. Но не все останавливаются на этом.:-)))Эт всё-таки вопрос об осознанном выборе. И никто кроме нас самих не может нам в этом помешать.:-))

      Radera
  3. Anonym2/6/12

    Извините, думаю, уже несколько раз отправила один и тот же комментарий, потому что он уходил, как в чёрную дыру. Это не потому, что я получаю удовольствие от отправления 90 комментариев :)

    SvaraRadera
    Svar
    1. Äsch...Понятно дело, что не удовольствия ради...:-))) Я комментарии сначала просматриваю и они не публикуются автоматом.

      Radera

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...