2011-06-07

О застенчивости

Иногда какой ни то теме хорошо полежать-позреть. Пока "застенчивость" ожидала своего часа у нас тут подоспела новая диссертация на эту тему.

А написать её пришлось потому как около 50 % шведского населения считают себя застенчивыми и хотят от этого избавиться. Многим она мешает или в работе, или в частной жизни, а иногда и там и там.

Но надо сказать, что не все застенчивые люди застенчивы всегда и везде. Где-то они более раскрепощённые, например на работе, а где-то, скажем в личной жизни, у них можно наблюдать несколько из нижеприведённых признаков.

Поведение:
Человек разговаривает мало или вообще молчит
Заикается
Не смотрит в глаза
Стоит в отдалении от других
Говорит тихо

Физические признаки:
Покраснение лица
Напряжение мышц
Потливость
Сердцебиение
Тошнота, неприятные ощущения в животе
Дрожь
Сухость во рту

Психологические симптомы:
Смущение
Негативное мышление (Зачем я это сделал/спросил/сказал? Я полный дурак)
Страх осуждения другими людьми (Он/она подумает, что я...)
Страх отказа
Преувеличенное беспокойство
Тревога
Низкая самооценка
Депрессия

Ну и как всегда, частично, как впрочем и многое другое, она достаётся нам при рождении, но проходит с возрастом. У мальчиков быстрее, чем у девочек. Но если ваши родители были застенчивыми людьми, то вы просто напросто могли начать копировать их манеру поведения и таким образом закрепить генную склонность.

Основное отличие между застенчивыми и незастенчивыми людьми это направление фокуса. У застенчивых людей он направлен на себя или на оценки других людей. Незастенчивым же это по барабану.  Они смотрят на то, что им надо сделать, на других людей (а не на их оценки), на обстановку вообще и пр.

Ну и что делать?

Только христа ради не говорите, что "Таким вот уродился и поделать уже ничего нельзя". Много чего можно сделать, но нужно запастись временем и терпением.

Во-первых, не надо избегать ситуаций, где вы чувствуете приступы застенчивости. Наоборот, именно там-то и надо "работать" над собой и заодно посмотреть какие мысли и чувства вы при этом испытываете.

Во-вторых. Неуверенность в чём-либо увеличивает застенчивость. Поэтому если вам, например, надо произнести речь или сделать презентацию, то лучше потренироваться, так, чтобы вы могли сделать это даже во сне. Уверенность в знаниях уменьшит и застенчивость.

В третьих, негативные мысли о себе или о ситуации очень частое явление у застенчивых людей. Как правило, застенчивые люди очень критичны к себе, т е к своему поведению, одежде и пр. Если вы научитесь переводить свои мысли в положительное русло, то и застенчивость уменьшится.

В четвёртых. Начинать надо с малого. Например, дать себе задание узнать цвет глаз у пяти встретившихся вам человеков. А для этого вам понадобится заглянуть им в глаза, или как?

Можно посмотреть на незастенчивых людей в разных ситуациях и "слизать" с них какую-то манеру поведения, которая подходит именно вам.

Тем, кто хочет узнать побольше можно подчитать книжечку написанную психологом и психиатром. Ну а те, кто чувствует, что сам не справляется с проблемкой, пожалте на консультацию к психологу.

14 kommentarer:

  1. Anonym7/6/11

    Прекрасная тема,Николь!У меня был ужас,когда надо было впервые выступить даже перед маленькой аудиторией.Но спасало то,что знала материал отлично,тренировалась дома по минутам,с собой была шпаргалка-ключевые слова.
    Одна дама дала совет-Помни,что в данный момент только ты знаешь эту тему лучше всех-ты же специально её готовила.
    Ну и,конечно,смотрела,как ведут себя смелые,уверенные люди.Срисовывала.
    У меня родители-педагоги.Воспитывали строго, требовали с себя спрашивать в любой ситуации,прежде чем обвинить кого-то.Потом сами удивлялись,почему такая требовательность к себе у нас,их детей.Пришлось работать над этой проблемой.
    Но в Швеции,как я поняла из прочитанного, прямо культ-быть скромным,не показывать эмоции.Но это же опасно для здоровья.Вот я и хотела спросить-а какие заболевания у шведов из-за этого?Наверное-депрессия,суициды?

    SvaraRadera
  2. О, да! "Киническая картина":-))) Строгие требовательные родители+приобретённая самокритика. Усё как и должно быть при таком раскладе.:-))) Но вы умничка, что нашли свои способы борьбы с застенчивостью.

    Вы знаете, скромность и застенчивость в моём понимании несколько разные вещи. Скромность это невыпячивание своих знаний, положения, состоятельности. Способность дать другим людям возможность показать себя. Она никак не базируется на страхе. В то время как застенчивость это проявление страха.

    Эмоции они показывают, но на людях не так открыто и более субтильно. Поэтому выходцам из других культур, где прояления эмоций более яркие, их сложно считать. И в полном объёме они показывают их дома. Но чтобы это увидеть надо быть доверенным и близким лицом.

    А болезни, и в частности депрессии, возникают от низкой самооценки, которая ведёт к определённому поведению, которое и тд.

    SvaraRadera
  3. Anonym7/6/11

    Да,я хотела написать про застенчивость.И что-то ещё,что на страхе базируется.Всё время контроль за собой-не надо бурно проявлять эмоции,это неприлично.Воспитанные дети так себя не ведут.
    Моя тётя некоторое время в детстве жила в монастыре.И оттуда много у неё привычек-волосы убирала под берет аккуратно,на вопрос-Как дела? отвечала сдержанно-Всё благополучно.
    И проч.Вся родня улыбалась при этом,тётя знала и тоже посмеивалась над собой.Она умница,весёлая была.В войну начала курить,так их научили в госпитале-чтоб не чувствовать голод...
    Но даже недолгая жизнь в монастыре(чтоб не умереть в голод) на всю жизнь оставила свой отпечаток сдержанности и самоконтроля тотального.На лице всегда такая сдержанность.И ещё жертвенность-только для других всё делать.В самые последнии годы жизни она стала принимать подарки,знаки любви,радовалась этому.А то не позволяла.И лицо стало лучиться радостью.Видно,ослабели законы монастыря.
    Мне много пришлось работать,чтоб ослабить родительские запреты.Работа продолжается.Потому,что все мои профессии с людьми связаны.И бывают перехлёсты в другую сторону,этого не хочется...
    С уважением Ольга.

    SvaraRadera
  4. Да-да, обратной видимой стороной застенчивости может быть как раз поведение наоборот. Но мы-то с вами знаем, что за внешней агрессивностью, стоит неуверенность в себе и как следствие застенчивость. Поэтому в первую очередь надо работать с внутренней проблемой, т е уверенностью в себе, эмоциональным балансом и отношением у другим людям.

    И это всё приведёт к соответствующему поведению.

    SvaraRadera
  5. Anonym7/6/11

    Так интересно размышлять,когда видишь агрессию-Что так боится этот человек,что его пугает?..
    Но вот,чиновники,которые надменны,жестоки,которые воруют и думают только о себе.Ими тоже,видимо,страх движет?Их защита-богатство?А может быть,это тоже застенчивость наоборот-агрессивная защита через материальное?
    Что думаете,Николь?
    С уважением Ольга.

    SvaraRadera
  6. Возможно, мы под застенчивостью понимаем разные проявления,но...То, что я ИНОГДА вижу на улицах Стокгольма, никак не вписывается в это понятие. Ну, не кажется мне застенчивой та или иная особа, которой даже в голову не приходит, что поведение должно быть несколько скромнее. Хотя бы во имя сохранения спокойствия окружающих, стоящих/едущих рядом. Не стОит,все же вот так идеализировать, или скажем, описывать ПОЛОВИНУ нации таким словом. Шведы-тоже люди,и ничто человеческое им не чуждо. Да и мы для них -можем быть кем угодно- варварами, дикарями ( или нет?),а потому- чужими. И вряд ли , они себя ведут с ниами так же,как со "своими".
    Может, эти 50% и считают себя застенчивыми...... но я думаю, что процент слегка преувеличен.

    SvaraRadera
  7. Моя застенчивость испарилась,как только я переехала от родителей.Когда приходится жить одной,думать сама за себя,эта вот застенчивость сама как-то испаряется-на нее попросту не хватает времени,когда дел полно.Так что плотный график рабочего дня,плюс увлечения-это контрольный выстрел по подобным комплексам и недостаткам,по крайней мере,в моем случае,он себя оправдал.

    От себя ещё хочу добавить,что,как по мне,нужно прежде всего принять и полюбить себя,а там уж и не до стеснительности будет:)

    SvaraRadera
  8. Вот отвернёшься на минутку, а вы уже тут целую книгу написали.:-))))

    Да, Даша,уверенность, приобретённая при решении проблем изгоняет застенчивость надолго, если не навсегда.

    А вот сколько застенчивых людей в Стокгольме, сложно сказать. По всей стране 50 %, но я полагаю, что их распределение неравномерно. В больших городах таких людей может быть меньше. К тому же, как я уже сказала, наличие застенчивости зависит от ситуации. В каких-то ситуациях люди более застенчивы, в каких-то меньше.

    SvaraRadera
  9. Anonym8/6/11

    Точно,когда родители не рядом,а ответственность за себя и детей только на тебе-быстро перестраиваешься.
    У меня от страха за жизнь детей начались перегибы-жёсткое поведение-везде видела опасность.Сразу в оборону и нападение,а это сильно истощает.Хотелось нормального взвешенного поведения.
    Но попробуйте в российских поликлиниках,больницах,детских садах,школах и проч. быть выдержанной...
    Пришлось учиться этому долго.
    В Швеции, всё же,есть уважение к законам.Это я заметила во многом,даже в мелочах.
    Там не боишься,что на малыша будут не просто кричать,а дико орать,потому,что такой вот характер у воспитателя.Моего 3-х летнего сына воспитатель била резиновым жгутом за то,что он играть пытался-прятался от неё.И не только моего.После жалоб,воспитателя перевели в другой сад,она стала там заведующей.И не стеснялась,так весело объясняла,что мальчикам не повредит такая строгость.Фактически,надо было на неё в суд подать,а не возмущаться.Тогда наша жизнь превратилась бы в кошмар-российский суд-это не для простого человека.
    Пишу это,потому,что говорим об общей тенденции.Да,и в Швеции есть разные люди,но общей агрессивности,постоянной готовности к обороне нет.
    Но приехавших уже много,а застенчивость,скромность у всех разная.Может,тоже, приходится застенчивым в оборону или нападение переходить.
    Я вот видела,как спокойная шведка покраснела и стала что-то зло кричать,грозить,размахивать руками,когда мой знакомый решил развернуться (на авто) на её участке перед домом.Заборов-то нет.Думал,что как в России-без заборов,значит,всё общее.Хорошо,что полицию не вызвала.
    Другой знакомый объяснил,что шведы доброжелательно относятся,но если их обижают,в три раза больше обида бывает.
    Если приезжих станет больше,чем шведов,то и застенчивость изчезнет.Перейдёт в свою противоположность.
    Но,думаю,что шведское правительство что-то придумает,чтобы оградить народ от стресса.
    С уважением Ольга.

    SvaraRadera
  10. Ну, тогда, Николь, это же можно сказать приментильно к любой нации,к любому государству. Потому,как застенчивость присуща даже очень уверенным в себе людям, обладающим приемлемым в обществе уровнем воспитания. Да и зависит она в таком слуячае от ситуации,а не от качеств человека. Или я что-то не так поняла?

    SvaraRadera
  11. Да, совершенно верно...Всё есть во всех государствах, разница только в объёме, ситуациях и в выражении. В Швеции, как говорят, 50 % таких людей, а в какой ни то другой стране может быть только 20. В Штатах их тоже вроде как много, но там с этим активно "борются", т е тренируют "незастенчивость".

    А вот уровень воспитания, я бы сказала, играет большую роль. Но опять-таки что под этим подразумевать. Я встречала достаточно большое количество людей, которые не испытывают это чувство никогда и нигде. У них просто нет такого понятия, что нельзя спросить, нельзя сказать то, что думаешь, так что другие воспримут сказанное положительно....Они очень доброжелательны к людям и им даже в голову не придёт, что кто-то их может оценивать с большой долей критики - а вдруг он/она подумает, что...

    Я бы сказала, что зависит она от качеств человека, проявляющихся в той или иной ситуации. Ситуация как лакмусовая бумажка.

    SvaraRadera
  12. Anonym9/6/11

    Как сказала моя знакомая(10 лет живёт в Швеции),шведам даже в голову не придёт про кого-то плохо думать или осуждать!
    Я это сразу почувствовала-лёгкие взгляды в Швеции.Взгляд несёт энергию.
    В России же постоянно идёшь сквозь неодобрительные,осуждающие взгляды.Хмурое неодобрение просто так,без причины-это обычное дело.
    Представляете,как тяжело в метро,в закрытом пространстве-все смотрят друг на друга с осуждением.Если заговариваешь с улыбкой(просто спросить)-резко страх и возмущение в глазах читаешь.Ожидание опасности.
    Но 20 лет свободы для страны очень мало.Мне кажется,что никто уже не хочет так жить в России.
    И уезжать не все хотят.Потому,что в любой стране ты как в гостях,где очень хорошо.
    Николь тоже свой вклад вносит,когда неустанно повторяет и намекает здесь-Не нравится,а что делаете,чтоб было хорошо?
    Поэтому,надеюсь,что в России тяжёлые взгляды потихоньку поменяются на лёгкие,светлые.
    С уважением Ольга.

    SvaraRadera
  13. Anonym29/8/11

    Думаю в избавлении от застенчивости вам может помочь этот сайт - http://zastenchivosti.net/

    SvaraRadera
  14. Спасибо! Вот только так хотелось бы узнать "кто эта маска".:-)) Какой такой хороший человек стоит за созданием этого блога?

    SvaraRadera

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...